01.03.2018
Рудестам
Книга К. Рудестама Групповая психотерапия рассматривает
такие методы работы в группе, которые делают упор на приобретении непосредственного живого опыта,
составляющего основу обучения и развития личности.
Книга задумана как пособие к курсам клинической психологии, социальной
психологии и развития личности для студентов и аспирантов.
Она может быть полезной для самообразования в области исследования малых
групп и для проведения психотерапевтических консультаций, а также для
практиков, которые хотят пополнить свои профессиональные знания и
усовершенствовать методы работы.
Книга может принести пользу всякому, кому
интересно, что происходит, когда люди объединяются в малые группы с
целью исследовать свои отношения с собой и другими.
В книге рассматривается в основном история развития американской групповой психотерапии.
Дэвид Ризман окрестил целое поколение «толпой одиночек», подчеркнув тем самым, что даже в
присутствии других человек может чувствовать себя отрезанным от них,
изолированным, одиноким. Бюрократические лабиринты современного общества
вызывают у людей ощущение замешательства, недоверия и бессилия. В таких
случаях опыт пребывания в специально организованных группах может помочь
в решении проблем, возникающих при межличностном взаимодействии. Группа
оказывается микрокосмом или обществом в миниатюре, отражающим в себе
весь внешний мир и придающим реалистичность искусственно создаваемым
отношениям. В семье, на работе или в группах, которые формируются по
интересам, на людей ежедневно действуют такие факторы, как давление
партнеров, социальные влияния, конформизм. Эти факторы и выявляются в
психо-коррекционных группах, что оказывает соответствующее влияние на взгляды
и поведение личности. В конечном результате опыт, приобретаемый в
специально созданной среде, обычно переносится на внешний мир.
Второе потенциальное преимущество группы состоит в возможности
получить обратную связь и поддержку от других ее членов, имеющих сходные
проблемы или опыт и способных благодаря этому оказать существенную
помощь. В процессе происходящих в группе взаимодействий осознается
ценность других людей и потребность в них. В группе отдельная личность
чувствует себя принимающей других и принимаемой другими, доверяющей им и
внушающей доверие, заботящейся и окруженной заботой, оказывающей
помощь и получающей ее. Реакции, возникающие и прорабатываемые в
контексте групповых взаимодействий, могут помочь в разрешении межличностных
конфликтов вне группы. В дружественной и контролируемой обстановке
можно усваивать новые навыки, экспериментировать с новыми стилями
поведения и получать опыт «проверки реалий» на специально подобранной группе
партнеров.
В-третьих, в группе можно быть не только участником событий, но и
зрителем. Наблюдая со стороны за ходом групповых взаимодействий, можно
идентифицировать себя с активными участниками и использовать результаты
этих наблюдений при оценке собственных эмоций и поступков. Множество
обратных связей создает отражение личности сразу во многих ракурсах,
позволяющее ей оценить собственное поведение и установки.
В-четвертых, группа может способствовать личностному росту. В группе
личность неизбежно ставится в положение, вынуждающее ее к
самоисследованию и интроспекции. Часто люди знают, чего они хотят, но, чтобы заявить
об этом во всеуслышание, им требуется участие и поддержка. Каждая попытка
самораскрытия или самоизменения члена группы вызывает одобрительную
реакцию со стороны других ее членов, и, соответственно, повышается
самооценка личности.
Двумя основными параметрами, по которым можно классифицировать
различные типы групп, являются:
1) степень, в какой руководитель группы сохраняет за собой
доминирующую роль в организации группы и управлении ее работой
2) значение, которое придается эмоциональному стимулированию членов группы по
сравнению со значением, придаваемым рациональному побуждению к работе
в группе.
Группа должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить необходимое
разнообразие взаимодействий, и достаточно компактной для того, чтобы
каждый мог чувствовать себя ее неотъемлемой частью.
Считается, что минимальное количество членов жизнеспособной группы — четыре человека.
В отличие от терапевтических групп, т.н. группы личностного развития несколько более многочисленны —
они могут насчитывать в себе от восьми до пятнадцати человек. Для того чтобы каждый член такой группы
имел возможность высказаться и получить обратную связь, требуются более
продолжительные сеансы работы. При использовании некоторых подходов к
работе с группами, их численность в крайних случаях может превышать
полсотни человек.
Если функции группы состоят преимущественно в решении каких-либо
проблем, главенствующее значение имеет задача, а не психическое
самочувствие отдельных личностей. В терапевтической группе или группе личностного
развития главным является душевный комфорт их участников. Целью участия в
группах развития может быть переживание радости и самоудовлетворения.
Мы являемся социальными существами главным образом вследствие нашей принадлежности к группам родственников,
друзей, знакомых, посторонних нам людей, с которыми мы постоянно
взаимодействуем. Процессы, происходящие в социальных группах или семье как
ячейке общества, в усиленной и концентрированной форме имеют место в
группах, которые создаются искусственно. Оказываясь в группе, индивиды
попадают в незнакомую ситуацию, руководитель же группы может им при
этом помогать, а может и не помогать.
Инструментом распределения многочисленных ролей или
способов группового поведения по нескольким основным измерениям остается факторный анализ.
Есть теория, основанная на отчетах психических больных об их общении друг с другом,
которая говорит, что существуют четыре способа поведения в ситуации межличностных
взаимодействий и эти способы можно расположить по двум биполярным координатам.
Одна из них имеет на полюсах полное доминирование и полное подчинение.
Полюса другой представляют крайняя враждебность и сильнейшая приязнь.
Другая теория выделяет восемь основных типов ролей, распределенных по парам противоположностей:
романтик — буквоед, невиновный — козел отпущения, ментор — ребенок, сектант — объединитель.
В каждой психокоррекционной группе устанавливаются свои эксплицитные
и имплицитные нормы. Обычно стандартом становится поощрение проявлений
эмоциональной открытости и душевного тепла. Нормы поведения должны
соответствовать целям группы.
В большинстве психокоррекционных имеет место
высокий уровень самораскрытия, откровенность в конфликтах и
выражении приязни, признание каждым своих собственных чувств.
Соблюдение этих норм способствует установлению честных и откровенных отношений
между членами группы. Стиль реализации этой обратной связи может быть
разным: в некоторых группах принято за правило высказывать замечания в
мягкой и позитивной форме, в других поддерживается установка на резкую
конфронтацию. Кроме того, нормы могут меняться по мере развития группы.
Наибольшая готовность к принятию групповых норм проявляется в
сплоченных и гармоничных группах. Курт Левин определил
сплоченность как «тотальное поле сил, заставляющих участников оставаться в группе».
Сплоченность является ключевым понятием разработанной Левином
теории групповой динамики. В целом чем лучше группа отвечает потребностям
людей в эмоционально насыщенных межличностных связях, тем она
сплоченней. Чем сплоченней группа, тем жестче групповой контроль над взглядами и
поступками ее членов, тем строже в ней соблюдаются групповые нормы и тем
выше степень принятия индивидами групповых ценностных установок.
В сплоченной группе создается атмосфера внимательного отношения и взаимной
поддержки, и у членов ее формируется чувство групповой идентичности.
Сплоченность порождает эмоциональную привязанность участников и лояльное
отношение к общим задачам, обеспечивает группе стабильность даже в самых
фрустрирующих обстоятельствах и способствует выработке общих стандартов,
которые делают группу устойчивой, несмотря на разнонаправленность
индивидуальных целей.
Термин «руководитель» подразумевает, что в группе главным
является кто-то один и что именно он наделен властью оказывать влияние на
других. В частности, в терапевтических группах
предполагается, что квалификация, подготовка и опыт руководителя намного
выше, чем у остальных членов группы. Влияние назначенного руководителя в
группе огромно. То, насколько крепко он держит бразды правления в своих
руках, сильно варьируется от группы к группе, но редко бывает, чтобы
руководитель отпустил их совсем. Стремясь добиться максимальной личной
ответственности и автономии членов группы, руководитель как единственный
профессионал среди них в то же время обязан гарантировать благополучие
каждого. Во всех ролевых взаимоотношениях поведение руководителя
сводится к взаимодействию с членами группы в том смысле, что оказываемое им
влияние зависит от готовности или способности других воспринять это
влияние.
Если даже группы формируются без специально назначенного
руководителя, все равно в процессе развития группы в большинстве случаев появляется
один или несколько лидеров. Кто именно возьмет на себя эту роль, зависит от
имеющейся в группе потребности в ней, индивидуальных качеств
потенциального лидера и восприятия группой степени его соответствия этой роли.
Лидерами часто становятся наиболее активные участники занятий группы. Важными
детерминантами способности члена группы оказаться у власти являются
производимое им первое впечатление и его умение и готовность вносить в развитие
группы свой личный вклад.
Каковы ролевые функции руководителя? В психокоррекционных группах
для лидера наиболее обычны функции эксперта, катализатора,
аранжировщика и образцового участника.
Самой традиционной функцией руководителя-терапевта можно считать
роль постоянного эксперта при группе. Почти при любых происходящих в
группе взаимодействиях и практически в любой момент ее существования у
руководителя есть возможность прокомментировать один или несколько
процессов, которые могут одновременно протекать на нескольких уровнях: на
уровне отдельных или нескольких участников, а также на уровне группы в
целом.
В качестве катализатора руководитель группы способствует развитию
событий в ней самим фактом своего присутствия. Он побуждает группу к
действиям и обращает ее внимание на текущие ощущения и заботы ее членов.
группой.
Быть руководителем в группе развития личности или в терапевтической
группе — значит быть отчасти художником, а отчасти ученым, соединять
чувства и интуицию со знанием методов и концепций. Интуиция и ощущения могут
быть хорошими источниками информации, но эта информация часто
оказывается искаженной субъективностью. По мере развития самосознания
руководителя, углубления его опыта и знаний о групповой и личностной динамике
возрастает достоверность его интуитивных представлений. Помочь в проверке
ощущений и предчувствий могут концептуальные системы, позволяющие
увидеть в реально наблюдаемых разрозненных элементах поведения целостный
смысл.
Групповая терапия является фактически «ситуацию социального воздействия».
Три процесса, имеющих решающее значение для любой психокоррекционной группы:
податливость
идентификация
присвоение.
Во-первых, члены группы решаются подвергнуться
воздействию со стороны руководителя и партнеров и принять участие в работе
группы. Во-вторых, члены группы идентифицируют себя со своими
партнерами и с руководителем. Идентификация происходит в результате старания
участников поддерживать желательные отношения в группе. В-третьих, члены
группы присваивают групповой опыт. Присвоение происходит через
«корригирующий эмоциональный опыт», являющийся следствием работы над
разрешением тех «эмоционально перенасыщенных» ситуаций, которые создаются
группой.
Члены группы должны сами опробовать новые способы поведения
(податливость), посмотреть на себя с точки зрения руководителя или партнеров
(идентификация) и распространить возникшие в ходе терапевтического
процесса инсайты на специфические ситуации реальной жизни (присвоение).
Можно выделить следующие основные психотерапевтических факторы, которые свойственны большинству групп:
1. Сплоченность. Выше этот фактор уже был охарактеризован как условие,
способствующее достижению группой успеха.
2. Внушение надежды. Вера в возможность изменений сама по себе обладает
терапевтическим действием.
3. Универсализация. Люди приходят в группу каждый со своими проблемами, но
скоро осознают, что и у других есть такие же трудности, такое же ощуще
ние собственной несостоятельности и отчужденности от других.
4. Альтруизм. Целительным действием обладает сознание того, что каждый в
группе может быть нужен и полезен другим.
5. Предоставление информации. В некоторых группах находят применение
прямые инструкции и советы.
6. Множественный перенос. Любое искаженное восприятие реалий и любое
нарушение в области взаимоотношений с другими людьми, вызванные про
изошедшими в прошлом событиями, особенно семейными, проявляются в
группе, которая, согласно психодинамической теории, сама уподобляется
семье. Эмоциональные привязанности члена группы к ее руководителю, к
партнерам или к группе в целом подвергаются проверке и, при необходи
мости, рациональной и реалистичной оценке.
7. Межличностное обучение. Группа создает почву для исследования положи
тельных и отрицательных эмоциональных реакций, а также для анализа
новых форм поведения. Члены группы могут открыто просить друг друга о
помощи и поддержке и демонстрировать сколь угодно сильные аффекты,
способствующие приобретению корригирующего эмоционального опыта.
8. Развитие навыков общения. Явно или неявно, но члены группы совершен
ствуют свои навыки жизни в обществе. Для овладения навыками общения
используются различные приемы, например ролевые игры и обратная
связь.
9. Подражательное поведение. Умение себя вести отчасти приобретается в
процессе наблюдения за другими. На начальном этапе возможно подража
ние поведению руководителя или других особо популярных членов группы
с целью получения одобрения. Постепенно участники начинают экспери
ментировать со всеми имеющими место в группе моделями поведения.
10. Катарсис. Когда долгое время сдерживаемые чувства вины, враждебности
и т. д. или «недопустимые» побуждения находят выход в группе, это прино
сит чувство облегчения и освобождения. Но главная польза от катарсиса
состоит в усилении сплоченности, которое происходит вследствие интен
сивного взаимодействия членов группы друг с другом в обстановке безопас
ности и понимания.
Рудестам создал в книге свою собственную классификацию психокоррекионных групп, характерных для штатов прошлого века.
Все такие группы он разделил на следующие категории:
1. Т-группы
2. Группы встреч
3. Гештальт-группы
4. Психодрама
5. Группы телесной терапии
6. Танцевальная терапия
7. Арт-терапия
8. Темоцентрированное взаимодействие
9. Трансактный анализ
10. Группы тренинга умений.
Для Т-групп характерно налиие понятия об обучающей лаборатории и об обучении тому, как учиться, а
также принцип самопрезентации, принцип обратной связи и принцип «здесь
и теперь». Руководитель или тренер традиционной Т-группы осуществляет
недирективное руководство ею, так что участники делят с ним и между собой
ответственность за ход дел в группе и за решение стоящих перед ней задач.
В группах встреч целью является достижение аутентичности во взаимоотношениях между людьми и развитие личности.
Ключевыми элементами концептуального аппарата этого движения являются такие понятия, как самораскрытие
и осознание себя (включая осознание тела), а также личная огветственность,
внимание к чувствам и принцип «здесь и теперь».
Основу концептуального аппарата гештальт-терапии составляют такие понятия, как фигура и фон,
осознание и принцип «здесь и теперь», а также — полярности, зрелость и
защитные функции. Считается, что человек приводит в действие свои
защитные функции (интроекция, проекция или ретрофлексия) для того, чтобы
заблокировать осознание тех сторон своей личности, которые вызывают у него
тревогу. В процессе гештальт-терапии используется множество методик,
направленных на то, чтобы помочь клиенту осознать имеющийся у него
потенциал, в котором он прежде не отдавал себе отчета, а также те стороны его
личности, которые прежде были от него скрыты. Исходно гештальт-терапия в
группах была, в сущности, работой с отдельными участниками,
а группа только создавала условия для этой работы.
Психодрама — это первый способ работы с группами, который не является
исключительно вербальным, поскольку по своей сути он близок к
драматическому действию. Основными понятиями в психодраме являются ролевые игры,
спонтанность, теле, катарсис и инсайт. В процессе работы в группах
психодрамы у участников возникают эмоциональные переживания, ведущие к
инсайту и изменениям в поведении. Участники в драматической форме
представляют важные для них внутренние конфликты или проблемы в отношениях
с другими.
Телесная психотерапия включает в себя множество разнообразных
методов работы в группах. Все эти методы основываются на признании
существования тесной связи между психическими и физиологическими процессами, в
частности на признании того, что личностные характеристики проявляются
в позах, жестах и движениях.
Арт-терапия и танцевальная терапия представляют собой
специализированные методы работы в группах, требующие соответствующей подготовки.
Оба эти метода возникли на основе психоанализа и в прошлом применялись
главным образом как вспомогательные методы в сочетании с вербальной
психотерапией. Они позволяют обходить проблемы, которые возникают при
недостатке у клиентов вербальных навыков, и преодолевать психологическую
защиту. В последние годы как теоретическая база этих методов, так и круг лиц,
по отношению к которым они применяются, расширились настолько, что они
стали полноценными методами работы в психокоррекционных группах,
вносящими большой вклад в рост и развитие личности.
Т-группы (группы тренинга)
Развитию Т-групп положили начало исследования Курта Левина, который был
глубоко убежден в том, что наиболее эффективно личность может менять
свои взгляды и установки, именно находясь в группе. Он настаивал на том, что
учиться видеть себя глазами других необходимо, так как это позволяет
индивиду выявлять свои порочные установки, корректировать их и вырабатывать
новые формы поведения.
В настоящее время сам термин «Т-группы» может употребляться по отношению к группам,
имеющим разные цели. Некоторые Т-группы по-прежнему ориентированы на
развитие навыков эффективной организаторской деятельности. Однако чаще
предметом интереса в Т-группах являются навыки межличностных отношений
или процессы, происходящие в малых группах.
Во-первых, целью Т-группы является повышение способности отдельных
ее членов осознавать ситуацию. Работа в группе способствует более
глубокому осознанию возможностей выбора при столкновениях с проблемами
реальной жизни. Во-вторых, Т-группы будят дух исследования. «Что именно
происходит с нами и почему?» вот вопрос, который постоянно стоит перед
участниками. Такой самоанализ не характерен для их повседневной жизни.
В-третьих, в Т-группах подчеркивается необходимость открытости и искрен
ности в межличностных взаимодействиях. Недостаточное понимание целей
Руководители Т-групп придерживаются демократического стиля руководства и стараются не прибегать к политике
силы и принуждения. Поскольку основным источником получения знаний
для каждого члена группы являются его партнеры, он должен полагаться
на них в большей степени, чем на руководителя.
В Т-группе применяется т.н. модель «окна Джогари».
В соответствии с этой моделью представления человека о себе включают
четыре области:
1 Область, названная «ареной», соответствует общим понятиям,
которые осознаются и самой личностью, и окружающими.
2. То, что известно о себе только самой личности, но неизвестно другим, содержится за
«фасадом», в «скрытой области» — это, например, тайные интрижки, страх перед
начальством, а также все то, чем еще не удалось поделиться с другими за
недостатком времени (отличная оценка на экзаменах, к примеру).
3. «Слепое пятно» содержит то, что о личности известно другим, но сама она не сознает,
например скверный запах изо рта или привычку перебивать других на полуслове.
4. То, что не известно о личности ни ей самой, ни другим, находится в
«неведомом» — например, это еще не проявившиеся способности, а также
потенциальные возможности развития.
«Окно Джогари» показывает, что располагающая к открытому общению
атмосфера увеличивает потенциал группы и личности, способствует решению
проблем и что один из способов расширения сферы общения состоит в
расширении «арены». Когда члены группы только начинают встречаться, «арена»
маленькая и неглубокая. По мере развития отношений взаимопомощи общение
становится более близким, и у людей появляется больше возможностей
оставаться собой при контактах с другими. Допустимая в группе степень
самораскрытия зависит от достигнутого в группе уровня взаимного доверия.
На начальном этапе своего развития Т-группы представляли собой
слабо структурированные группы тренинга основных навыков жизни в
обществе. В конце 60-х и начале 70-х годов Т-группы и группы развития
сензитивности стали широко использовать в различных учреждениях. Для улаживания
конфликтных ситуаций во временных рабочих группах и оказания помощи
новым сотрудникам часто приглашали консультантов со стороны.
В настоящее время Т-группы используются в деловой сфере не так
часто и более избирательно. Обычно они используются при плановых
реорганизациях в рамках подхода, который получил название «Организационное
развитие». Этот подход предусматривает проведение
специально спланированных мероприятий, которые помогают учреждению
использовать кадровые ресурсы более полно и работать более эффективно.
Группы встреч
В отличие от Т-групп, в группах встреч внимание участников фокусируется
не на понимании сути группового процесса и не на развитии навыков
межличностного взаимодействия, а на достижении высокого уровня аутентичности и
открытости во взаимоотношениях с другими. При этом руководитель старается
создать и поддерживать атмосферу безопасности и доверительности, чтобы
побудить участников к обмену самыми сокровенными мыслями и чувствами.
У истоков этого направления стоит фигура Билла Шютца, социального психолога из Гарварда.
Шютц ввел понятие единства души и тела, которое стало центральным в
концепции открытой встречи. Шютц исходил из признания того, что
эмоциональные конфликты отражаются на физическом состоянии в виде напряжения
отдельных мышечных групп и что никакое психотерапевтическое воздействие
не будет полным, если оно будет игнорировать телесные ощущения. Как
правило, Шютц начинал работу над эмоциональными блоками с изучения того,
какие проблемы возникают у члена группы при принятии определенных поз
или совершении движений. Для того чтобы дать выход долго подавляемым
эмоциям, участники выполняли особые физические упражнения и пользова
лись специальными приемами вербальной конфронтации.
Осознание своего физического (телесного) «Я» и
работа с ним в психотерапевтических целях основаны на посылке, согласно
которой эмоции начинают находить выражение в позах, мимике и жестах
(язык тела) задолго до того, как приобретается умение выражать их словами.
Физические ощущения, сопряженные с такими чувствами, как спокойствие,
напряженность, счастье или гнев, имеют очень глубокие корни. Члены
группы, которые чувствуют, что жизненные обстоятельства «загнали их в
ловушку», могут лучше понять себя и ощутить большее облегчение, если выразят
свои проблемы физическими средствами — буквально вырываясь из рук тех,
кто их при этом держит, вместо того чтобы прибегать к словесным
объяснениям, описаниям и причитаниям. Это не значит, что вербальное подтверждение
эмоционального катарсиса вовсе не способно помочь, но для начала
физические методы могут оказаться более эффективными. Акцент Шютца на
важности осознания физического «Я» связан с его разочарованием в способности
традиционных «разговорных» форм психотерапии создать основу для
долговременных изменений личности.
В таких группах руководители обычно стремятся создать атмосферу доверия и
близости, для чего демонстрируют собственную способность доверять и идти на
риск. Будучи профессионалами в
вопросах групповой динамики, руководители выявляют области конфликтов,
противоречий или уязвимости и концентрируют на них внимание членов группы
с целью побудить их к дальнейшему исследованию собственных чувств.
Опытный руководитель знает, когда надо подтолкнуть участников или вступить с
ними в конфронтацию, а когда — ограничить, чтобы члены группы могли
сохранить свою личностную целостность.
Обычно членов группы просят соблюдать некоторые основные правила:
общаться открыто и честно; обращать пристальное внимание на свои соматические
ощущения; концентрироваться на чувствах, а не на идеях, и придерживаться,
насколько это возможно, принципа «здесь и теперь», то есть не апеллировать к
прошлым впечатлениям и не быть излишне рассудочным.
На ранних этапах существования группы ее члены направляют свои
усилия прежде всего на установление доверительных межличностных
отношений, адаптацию к групповой обстановке, уменьшение напряженности и
неопределенности. Члены группы стремятся к тому, что Шютц
называет «включением», — они хотят ощущать свою принадлежность к группе
и иметь удовлетворительные отношения с другими ее членами. При первой
встрече участникам можно предложить представиться под псевдонимами, ко
торые говорили бы о них больше, чем их настоящие имена. В другом случае
членов группы можно попросить для первого знакомства разбиться на пары
или небольшие группы и обменяться своими первыми впечатлениями.
Некоторые упражнения предусматривают поддержание молчаливого визуального
контакта, другие — ощупывание рук и лица партнера. Хотя такие приемы у
большинства людей поначалу вызывают испуг, они помогают «растопить лед»,
перешагнуть через условности и создать ощущение непосредственного
участия в происходящем.
Часто началу работы в группе предшествуют физические упражнения,
которые призваны зарядить участников энергией и сломать имеющиеся между
ними психологические барьеры. Можно попросить членов группы сделать
несколько глубоких вдохов в унисон или вместе попрыгать, покричать и т. п.
В таких группах существуют специальные упражнения.
Одно из обычных упражнений, выполняемых с этой
целью, носит название «прорвись в круг». Члены группы, взявшись за руки,
образуют замкнутый круг. Участнику, испытывающему чувство изоляции,
предлагается прорваться внутрь круга. Остальным не следует поддаваться
сразу — прорывающийся участник должен понять, что ему необходимо
приложить определенные усилия для того, чтобы стать полноправным членом
группы. Такой опыт обычно бывает более значимым, чем разговоры об отвер
женности.
Широко известен прием, с помощью которого каждый может осознать, что
для него лично значит доверие. Он называется «доверительное падение».
Члены группы разбиваются на пары. Один из выполняющих упражнение начинает
из положения стоя с закрытыми глазами отклоняться назад, уповая на то, что,
когда он станет падать, его поддержит партнер. Тот в свою очередь
пригибается или наклоняется, чтобы подхватить падающего только у самого пола.
Падающий участник должен обратить внимание на свои чувства перед падением и
во время падения. Другие члены группы следят за тем, чтобы он не
подстраховал себя каким-либо образом. Некоторые люди с легкостью поручают ловить
себя любому. Другим бывает трудно довериться кому бы то ни было. Для них
это упражнение становится травмирующим испытанием, которое будит
множество чувств, связанных с проблемой доверия.
Приемы работы в группах, включающие фантазирование, могут быть
структурированными или неструктурированными. В последнем случае
руководитель может предложить нескольким участникам улечься наподобие спиц в
колесе, головами к центру круга, и обмениваться спонтанно возникающими
фантазиями, чередуясь так, чтобы процесс был непрерывным. В случае
структурированного фантазирования члены группы могут получить задание выбрать
животное, с которым можно было бы себя идентифицировать, или представить
витрину антикварной лавки и выбрать там какую-нибудь вещь для себя.
Формы работы в группах встреч могут быть самыми разными.
Некоторые группы встречаются регулярно, а есть «марафонские» группы, где
встречи бывают редкими, но долгими — весь день или круглые сутки с
небольшими перерывами для отдыха и сна.
Многие обращаются к группам встреч, когда традиционные психотерапевтические воздействия не
могут удовлетворить их потребности в адаптации к обществу и близости с
другими. По многим параметрам группы встреч можно считать более
прогрессивным, чем формальная психотерапия, подходом к психокоррекции, так как
сфера применения этого метода распространяется на нормальных людей,
стремящихся расширить свое самоосознание или улучшить свои способности к
общению.
Гештальт-группы
Основателем гештальт-терапии считается немецкий психолог Фрица Перлз.
На него сильное влияние оказал экзистенциализм, из которого
в психологию проникло убеждение в том, что
человек сам создает мир, в котором он живет, и должен сам отвечать за то,
что в нем происходит.
Вместо того чтобы искать корни проблем своих клиентов в их прошлом,
Перлз стал исследовать то, как люди приспосабливаются к своему
настоящему и живут в нем. При новой направленности психотерапия перестала быть
системой извлечения значимой информации из воспоминаний клиента. Перлз
считал, что необходимая информация о клиенте содержится уже в том,
каким образом он вступает во взаимодействие с психотерапевтом и препод
носит себя при первой встрече.
Если экзистенциализм рассматривает то, как
люди переживают свое существование, гештальт-психология исследует то,
как они его воспринимают.
Воспринимающий активно участвует в процессе восприятия, он сам организует отдельные события в структуру и наделяет их смыслом.
Такой взгляд был реакцией на ранние теории восприятия, в которых
психические процессы сводились к простой сумме составляющих их компонентов, а
воспринимающий рассматривался как пассивный реципиент отдельных свойств
объектов. Перлз распространил разработанную гештальт-психологией теорию восприятия на все
функции личности. Он стал использовать концепт «фигура/фон» для описания
эмоций и телесных ощущений.
Вильгельм Райх повлиял на понимание Перлзом сущности сопротивления.
Сопротивление как психотерапевтический термин обозначает возникновение
внутренних блоков при попытках изменения или понимания человеком самого
себя. Сопротивление можно рассматривать как механизм защиты от стресса, с
которым сопряжено развитие и изменение личности. Райх
предположил, что сопротивление в конце концов
трансформируется в «телесную броню», то есть в физиологическую защиту. Он считал,
что сопротивление изменениям можно преодолеть посредством воздействия на
тело. Перлз воспринял представление о том, что сопротивление выражается в
невербальном поведении, или «языке тела», и при этом жесты, манеры, мимика
и позы содержат информацию, о которой сам клиент, как правило, даже не
подозревает.
Перлз выступал против того, чтобы давать поведению причинное объяснение, то есть исследовать его,
задаваясь вопросом «почему?», а личность рассматривать как пассивную
пешку, управляемую внешними силами. Вместо этого Перлз сосредоточился на
взаимодействиях между активной личностью и средой и рассматривал
поведение через призму вопросов «что?» и «как?». Перлз заимствовал упражнения и
методики из арсенала психодрамы, биоэнергетики и телесной терапии
Александера, адаптировав их к собственным теоретическим построениям.
Хотя гештальт-терапия считается методом индивидуальной психотерапии,
наибольшее распространение получила ее групповая форма.
Традиционные гештальт-группы отличаются от большинства других психокоррекционных групп.
Если в группах встреч и в Т-группах
вовлекаются в работу и побуждаются к взаимодействию все участники, то
гештальт-терапия в ее наиболее чистых проявлениях, то есть у самого
Перлза и его ближайших последователей, представляет собой
соглашение между руководителем группы и одним из ее членов, который
добровольно берет на себя роль пациента и располагается на «горячем стуле», рядом
с терапевтом. Остальные члены группы наблюдают за лечебным процессом
взаимодействия терапевта с клиентом, никак этот процесс не комментируя, но
молчаливо выражая свою готовность к поддержке. Некоторые практикуемые в
гештальт-терапии упражнения может выполнять вся группа, но чаще часть ее
членов занимает позицию наблюдателей. Значение
такой позиции состоит в том, что самоосознание личности может происходить
при наблюдении за поведением других. Любой участник может
идентифицировать себя с тем, кто сидит на «горячем стуле». Кроме того, когда у одного из
участников происходящие в группе события вызывают особо сильные
впечатления, цепная реакция интенсивных эмоций может захватить всех. Поэтому
считается, что для изменения личности может быть достаточно одного лишь
наблюдения.
В основе психотерапевтического подхода Перлза лежат пять ключевых теоретических понятий:
а) соотношение фигура/фон
б) осознание и сосредоточенность на настоящем
в) полярность
г) защитные функции
д) зрелость и ответственность
Люди организуют получаемую
информацию таким образом, что ее наиболее значимые составляющие
занимают в сознании центральное место, тогда как менее значимые отходят на
задний план. Перлз использовал это представление при описании
функционирования личности. Он предположил, что процессы, в ходе которых
формируется и завершается фигура, представляющая, например, какую-либо
потребность (в получении поддержки, выражении гнева и т. п.), периодически сменяют
друг друга.
Важнейшим для гештальт-терапии является понятие соотношения между
фигурой и фоном. Считается, что процессы саморегуляции организма основаны
на постоянном формировании и завершении фигур, или гештальтов. Гештальт
определяется как система или конфигурация, из которой нельзя ничего
изъять, не разрушив ее при этом полностью. Гештальт всегда
формируется в контексте поля или фона. Мы выбираем из поля то, что имеет
для нас значение, то, что нам интересно, это и составляет гештальт.
В психокоррекционной группе фигурой обычно считается чувство,
которое нужно выразить. Фигурой может стать гнев, разочарование, радость,
сексуальное влечение или любовь, и тогда другие аспекты существования
отходят на задний план.
Способность формировать четкие гештальты и завершать их
зависит от умения сознавать свое состояние в каждый конкретный момент.
Осознание происходящего и сосредоточенность на настоящем являются ключевыми
понятиями гештальт-психологии. Чтобы удовлетворять свои потребности, надо
находиться в постоянном контакте со своим внутренним миром и миром
внешним. Внутренняя зона сознаваемого опыта включает те процессы и события,
которые происходят в теле.
руется.
Кроме внутренних и внешних зон существуют еще и средние зоны, или
зоны фантазий. Они включают мысли, фантазии, убеждения, установки и все,
что поддается концептуализации и доступно рассудку.
Невротичность является результатом склонности фокусировать
внимание на средних зонах в ущерб внутренним и внешним. Эта склонность
вступает в противоречие с естественным ходом процессов в организме.
Понятно, что большая часть информации, которую мы получаем, осваивая культуру
и жизнь в обществе, относится к средней зоне: мы учимся
концептуализировать наши мысли, обосновывать личные убеждения, защищать наши
отношения и выносить суждения об окружающих. Однако Перлз придерживался
мнения, что основной причиной психопатологии как раз и является чрезмерная
склонность фантазировать и интеллектуализировать при интерпретации того,
что мы осознаем. Когда мы «уходим» в средние зоны, то интересуемся в
первую очередь нашим прошлым и нашим будущим. Мы предаемся
воспоминаниям, строим планы, сожалеем и надеемся. Мы не живем настоящим и,
соответственно, не уделяем должного внимания происходящему во внутренних и
внешних зонах. Саморегуляция организма всецело зависит от способности
осознавать, отдавать себе отчет в происходящем в данный момент (present-
centered awareness), от способности полностью погрузиться в «здесь и теперь».
Полярность — это единичный оценочный конструкт или континуум.
Полюсами такого континуума могут быть, например, «плохое» и «хорошее».
В соответствии с гештальт-теорией через полярности мы организуем свое
восприятие внешнего мира. Перлз исходит из представления о том, что личность
организована по тем же принципам. Каждый из нас испытывает
противоположные чувства: мы и любим, и ненавидим своих родителей; мы чувствуем
себя счастливыми и одновременно испытываем грусть по завершении важного
дела, которому была посвящена значительная часть нашей жизни;
мы благодарны тем, кто помог нам в решении наших проблем, и одновременно за
что-то обижены на них. Важно понимать, что полярности не являются
несовместимыми противоположностями, а могут выступать в качестве неразрывного
единства при формировании гештальта и при его завершении. Принимая оба
полюса, вместо того чтобы игнорировать тот из них, который нас не
устраивает, мы лучше осознаем и себя, и свои потребности. Осознав не
дифференцированные прежде аспекты своей личности, можно сформировать четкий
гештальт, определить свои потребности и удовлетворить их.
Через отношение полярностей может быть описано и функционирование
отдельно взятой личности. Личность рассматривается как целостное
образование, состоящее из двух компонентов — эго (Я) и ид (Оно). Когда преобладают
побуждения из области эго, человек способен отличать то, что присуще ему, от
того, что присуще всему остальному. Таким образом устанавливаются границы
эго, которые помогают индивиду сохранять свою уникальность,
нетождественность с внешним миром. Когда преобладают побуждения из области ид, индивид
находится в тесном контакте с окружением, границы эго становятся
расплывчатыми, и у него может возникать чувство идентичности со всем миром.
Функционирование личности в режиме ид обозначается как идентификация. Эти
два дополняющие друг друга аспекта личности ответственны за формирование
и завершение гештальтов. Эго выделяет фигуру из фона, а ид завершает
гештальт, вследствие чего фигура сливается с общим полем.
Большинство проблем, с которыми нам приходится сталкиваться в
жизни, можно представить как результат неадекватных взаимодействий эго с
окружающим миром. На угрозу или стресс мы отвечаем самоотстранением,
бегством, потерей чувствительности к боли. Эти реакции выполняют защитные функции, они искажают или
прекращают контакт с угрожающей ситуацией. Мы притупляем свою
способность к осознанию угрозы до тех пор, пока она не минует. Такие реакции
помогают нам приспособиться к целому ряду ситуаций — например, при
невозможности удовлетворить какую-либо потребность или при наличии конфликта
между несколькими потребностями. Однако, если угрожающая ситуация
сохраняется на протяжении длительного времени или если мы подвергаемся
множеству опасностей одновременно, нам становится страшно совершать даже
обычные действия без использования защиты.
В результате мы начинаем использовать защитные
механизмы даже тогда, когда реальной угрозы нет. При этом функции ид и эго
нарушаются, а мы теряем контакт с миром и собственным телом.
В гештальт-терапии выделяют
четыре основных защитных механизма, используемых при контакте эго с
окружением:
1 слияние
2 ретрофлексия
3 интроекция
4 проекция
Если идентификация является нормальным аспектом функционирования
ид, слияние — это невротический механизм избегания контакта. Слияние
(confluence) имеет место в тех случаях, когда личность не ощущает границы
между собой и другими. Слияние можно распознать по склонности к
употреблению местоимения «мы» вместо «я» при описании индивидом собственного
состояния или поведения. Члены группы, считающие, что другие чувствуют то
же, что и они, проявляют таким образом склонность к слиянию. Обнаружив,
что между людьми различия все-таки есть, они могут либо сами
почувствовать себя отверженными, либо отвергнуть всех вокруг, будучи не в состоянии
смириться с мыслью о существовании таких различий. Не имея четкого
представления о границах своего «Я», такие люди доходят до того, что им
оказывается непросто отличить собственные мысли, чувства и потребности от
чужих. В результате они утрачивают способность устанавливать и прекращать
контакты с другими.
Буквально ретрофлексия означает «резкий поворот на себя».
При ретрофлексии устанавливаемая эго граница между личностью и
окружением смещается ближе к центру личности, так что человек начинает
относиться к самому себе так, как он сам относится к другим людям или
объектам. Это происходит от того, что когда-то стремление индивида
удовлетворить свои потребности встретило сильное противодействие. Вместо того чтобы
и впредь направлять свою энергию вовне с целью изменить окружение,
индивид обращает ее на себя. Таким образом первоначальный конфликт с
окружением переносится внутрь.
Лингвистически ретрофлексия выражается в употреблении возвратных
местоимений. Ретрофлексирующий индивид говорит: «Я должен СЕБЯ
контролировать», «Я должен заставить СЕБЯ выполнить эту работу», «Мне стыдно за
СЕБЯ». При этом между Я-субъектом и Я-объектом действия проводится
четкое различие.
Интроекция — это восприятие чужих убеждений и установок без критики,
без попыток привести их в соответствие со своими. Соответственно,
интроекты — это чужие убеждения, установки, мысли и чувства, которые были
приняты без анализа, переструктурирования и поэтому не стали частью личности.
В результате интроекции граница между «Я» и внешним миром смещается
глубоко внутрь личности, и поэтому возможности для саморазвития оказываются
ограниченными. Кроме того, интроекция приводит к тому, что энергия
индивида уходит на попытки примирить концепции, которые не только чужды ему
самому, но и несовместимы между собой, так что он буквально разрывается
между ними на части.
Наиболее ранние интроекты внедряются в личность человека его
родителями. Интроекты без всякого разбора и выяснения их ценности отправляются
на хранение в бессознательное. Со временем отличать интроекты от собственных
убеждений становится все труднее.
Проекция противоположна интроекции. При склонности к интроекции
личность принимает в себя аспекты своего окружения, а при склонности к
проекции человек переносит на окружение ответственность за то, что имеет
причину в нем самом.
Примером действия механизмов проекции могут быть
постоянные жалобы на всеобщую холодность и черствость. В таком случае человек,
вместо того чтобы отнести имеющееся чувство отчужденности к самому себе,
воспринимает его так, как будто оно направлено на него из внешнего мира.
В гештальт-терапии оптимальное состояние личности называется
зрелостью. Чтобы достичь зрелости, индивид должен преодолеть свою
потребность в получении поддержки со стороны окружающих и найти новые
источники поддержки в самом себе. Это до некоторой степени похоже на уход
молодого человека из родительского дома, когда он лишается финансовой
поддержки родителей и самостоятельно ищет источники существования.
В гештальт-психологии рассматривается не финансовая, а эмоциональная зрелость.
Перлз полагал, что взрослый человек для достижения зрелости и
выработки ответственного отношения к самому себе должен как бы слущить со своей
личности все неврозы, слой за слоем, словно кожуру с луковицы. Первый слой
Перлз называл клише. На этом уровне мы действуем стереотипно и
неаутентично. Под этим слоем лежит следующий, искусственный. На уровне этого
слоя в поведении преобладает лицемерие, межличностные отношения
поверхностны, а истинные чувства скрываются притворством. Это как раз то
состояние, когда человек манипулирует другими, чтобы получить поддержку,
которая, как он считает, ему требуется. Под искусственным слоем лежит тупиковый.
На этом уровне поддержки со стороны уже нет, а своих возможностей еще
недостаточно. Мы стремимся избегать этого уровня так же, как стремимся
избегать любой боли. Переживание тупиковой ситуации включает чувства
растерянности, безысходности, тщетности любых усилий. Под тупиковым находится
уровень «внутреннего взрыва» — имплозивный слой, или слой смерти.
Доходя до этого слоя, мы вступаем в соприкосновение со своим истинным
«Я», с тем, что было похоронено под различными защитами. Перлз
утверждает, что контакт с имплозивным слоем влечет за собой «внешний взрыв» —
эксплозивный переход к аутентичности.
Задача гештальт-терапии состоит в том, чтобы стимулировать
протекание процессов, естественных для каждого члена
психокоррекционной группы. Долговременная цель группы заключается в
достижении каждым ее участником зрелости посредством отказа от непродуктивных
форм поведения и перехода к новым.
Функции, выполняемые гештальт-группами, можно разделить на 5 категорий:
1. Группа может служить средством психологической поддержки участников.
2. Группа может создавать условия для осознания участниками переживае
мого ими «здесь и теперь» опыта.
3. Группа может служить основой для получения участниками опыта в
рамках принципа «здесь и теперь».
4. Группа может выступать как активный соучастник индивидуальной
работы каждого члена группы, вносящий в нее элемент драматизации.
5. Группа и происходящие в ней взаимодействия как динамичный и не
изменно актуальный процесс.
Характерные для гештальт-групп процедуры можно, в соответствии с их
функциями, разделить на шесть категорий. Эти процедуры применяют для:
1) развития способности осознания
2) интеграции полярностей
3) облегчения доступа к чувствам
4) работы с фантазиями
5) развития чувства ответственности
6) преодоления сопротивления.
Процедуры гештальт-терапии чрезвычайно действенны. Они позволяют участникам в кратчайшие сроки выявить
удивительные, а порой даже пугающие особенности своего «Я».
Соответственно, руководитель группы должен обладать достаточным опытом, чтобы
справляться со сложными ситуациями. Это требование имеет отношение ко всем
формам групповой работы, но особенно важно помнить о нем при
использовании гештальт-методов. Руководителю гештальт-группы необходимо соблюдать
баланс между конфронтацией, фрустрацией и поддержкой.
Психодрама
В своем классическом варианте психодрама — это групповой
терапевтический процесс, где драматическая импровизация служит для
исследования внутреннего мира клиента. Это своего рода постановка,
которая отражает реальные проблемы участников, а не разыгрывается по
заранее придуманному сценарию. В психодраме действия вымышленных
персонажей заменяются спонтанным поведением членов психокоррекционной группы.
Следует отметить, что прежде всего психодрама является способом
вскрытия личностных проблем, страхов и фантазий участников и их последующего
изучения. Психодрама основана на посылке, согласно которой действия,
воспроизводящие жизненную ситуацию, более эффективны при исследовании
чувств и формировании новых установок и моделей поведения, чем
вербализация. В этом смысле психодрама несколько напоминает методы так
называемой телесной психотерапии.
По сравнению с другими психотерапевтическими методами психодрама имеет более
значительный потенциал для трансформации пятиминутного обмена
репликами в получасовое интенсивное исследование личности. Интенсивность
переживаний усиливается путем использования различных психодраматических
приемов, облегчающих выражение чувств.
Создание и развитие психодрамы неразрывно связаны с именем
Якоба Морено (Jacob Levy Moreno, 1892-1974), который считается
основателем не только психодрамы, но и социометрии, а по мнению некоторых —
и всей групповой психотерапии.
Понятие о драме как о терапевтическом методе возникло в результате
эксперимента, который был поставлен Якобом Морено в Вене сразу по
окончании Первой мировой войны. Этот эксперимент получил название
«Спонтанный театр». Впервые Морено задумался о терапевтическом потенциале
игровых методик, когда обратил внимание на то, как гуляющие в парках Вены
дети разыгрывают свои фантазии. Так что, в сущности, психодрама основана
на игровом принципе. Свой Спонтанный театр Морено задумывал как новое
развлечение и первоначально не ориентировался на практику личностных
изменений и гармонизацию психического развития. Позитивные последствия
такого воздействия отмечались им лишь как побочные эффекты театральных
представлений. Главная идея Морено и его основная мотивировка носили
духовный характер: надо реализовать творческое «Я» на подмостках театра
жизни, который предоставляет неограниченные возможности для свободного
самовыражения. Морено считал свой театр своего рода религией, а
представления — службой в «театральном храме».
Психодрама учитывает эти естественные актерские способности человека и
предоставляет ему возможность и подходящую обстановку для того, чтобы он с
помощью ролевой игры мог творчески проработать свои личные проблемы и
внутренние конфликты. Морено противопоставлял исполнение ролей в
психодраме пассивности пациента, прибегнувшего к помощи психоаналитика.
Морено считал, что психодрама создает необходимые условия, чтобы человек мог
активно попробовать себя в самых разных ролях, имеющих или не имеющих
отношение к реальной жизни. Морено как гуманиста привлекало то, что
человек, играющий роль Бога, получает возможность более полно исследовать
свои чувства и добиваться успеха в самореализации. Для психодрамы как
метода психологического исследования не существует запретных тем: участник
может играть любую роль, какой бы гротескной и нереалистичной она ни
казалась — роль жестокого убийцы, роль коварного соблазнителя и т. д.
Между исполнением роли в психодраме и игрой в настоящем театре
существует фундаментальное различие. Профессиональные актеры играют по
сценарию, который придуман автором пьесы, и содержание их реплик в диалоге
строго определено.
В психодраме актерская подготовка
может оказаться помехой. В группах встреч профессиональные актеры часто
подвергаются порицанию за то, что скрывают свою суть за фасадом.
Морено отмечал, что многие люди в реальной жизни привязаны к своим
ролям подобно актерам в театре. Таким людям не хватает спонтанности, они
погрязают в бессмысленных ритуалах и действуют по сценариям, которые
предлагают им окружающие. Пример — человек, который в любых
обстоятельствах, и в радости и в горе, вежливо улыбается, не желая показывать
свои истинные эмоции. Психодрама дает возможность выйти за рамки того,
что предопределено сценарием.
Специфические понятия «спонтанность» и «творчество» образуют
ядро разработанных Якобом Морено теорий действия и личности.
Морено видел, что люди постепенно превращаются в роботоподобные
социальные машины, лишенные индивидуальности и творческого начала. А в
группах психодрамы нет сценария, который надо знать наизусть. Занятия в
такой группе предоставляют бесчисленное разнообразие сюжетов и ролей.
Можно видоизменить сцену, перестроить диалог, актер может последовать за
своими собственными чувствами или придать развитию сюжета новое,
непредсказуемое направление. Все это находится в резком контрасте с
обыкновенным театром, где одна и та же пьеса в поисках наилучшего воплощения
играется снова и снова.
Морено разделяет с психоаналитиками убежденность в силе
энергии переноса. Одного переноса недостаточно, чтобы объяснить все те яркие
переживания, которые возникают у членов терапевтических групп. Если перенос —
это однонаправленный поток эмоций от клиента к психотерапевту,
а контрперенос — это однонаправленный поток эмоций от психотерапевта к клиенту, то
введенное Морено понятие теле означает двусторонний обмен эмоциями
между клиентом и психотерапевтом.
Теле включает все положительные и отрицательные эмоции, какие только
могут возникнуть в психодраматической ситуации. Морено называл это
«вчувствованием индивидов друг в друга, цементом, который скрепляет группу»
и, в другом контексте, «перетеканием эмоций между индивидами — то в одну сторону, то в другую» .
Другими словами, теле — это сумма всех эмоциональных аспектов переноса, контрпереноса и
эмпатии. Если эмпатия — это как бы одностороннее вчувствование во
внутренний мир другого человека, то теле предполагает взаимную эмпатию и
взаимное признание. Когда члены группы меняются ролями или пытаются посмотреть
на мир чужими глазами, между ними возникают теле-отношения.
Понятие катарсис пришло из Древней Греции и связано с
представлением о том, что разыгрываемые на сцене трагедии освобождают
зрителей от переполняющих их эмоций. В те времена драматическое действо имело
целью выразить дилеммы, которыми пронизано все человеческое
существование, и считалось, что групповой катарсис помогает зрителям лучше понять
самих себя. Морено применял термин «катарсис» в аристотелевском смысле, то
есть обозначал им освобождение от эмоций , но Морено расширил содержание этого понятия,
распространяя действие катарсиса не только на зрителей, но и на актеров.
«Она (психодрама) оказывает целительное действие, причем не столько на
зрителя — это вторичный катарсис, сколько на режиссера/актера, который
разыгрывает драму и в то же время освобождает себя от нее».
В конечном счете психодраматический процесс приводит к
изменению в структуре перцептивного поля участников. Такое изменение
обозначают термином инсайт (insight). Под ним подразумевается приобретение такого
знания, которое позволяет немедленно решить проблему или по-новому
взглянуть на нее. Психодрама в условиях группы
направлена на создание климата, который бы в наибольшей степени способствовал
катарсису, переобучению и инсайту.
Группы телесной психотерапии
Идея, на которой основана телесная психотерапия, отличается от тех идей,
которые являются стимулами к тренировкам убежденного физкультурника.
Хотя хорошее физическое состояние в высшей степени желательно и его роль
в поддержании душевного здоровья трудно отрицать, фанатичное
стремление к отличной физической форме обычно является следствием отношения к
телу как к объекту, который надлежит укротить, поставить себе на службу,
сделать предметом восхищения окружающих. Напротив, в телесной
психотерапии основное внимание уделяется глубинным телесным ощущениям и
исследованию того, как потребности, нужды и чувства кодируются в состоянии тела,
и ее конечной целью является разработка более реалистичных подходов к
разрешению конфликтов, которые связаны с этими нуждами.
Для понимания сути телесной психотерапии решающее значение
имеет концепция энергии. В биоэнергетике изучаются процессы химического и
электрического обмена энергией в организме, которые в совокупности образу
ют своего рода «биоэлектрический океан». Для члена
психокоррекционной группы вступить,в оптимальные отношения с собственным телом
означает активизировать спонтанный поток энергии, распространяющейся по
всему организму от самых поверхностных слоев кожи до наиболее глубинных
процессов метаболизма.
Биоэнергетические методы направлены на достижение свободы
самовыражения посредством мобилизации энергетического потенциала тела и
восстановления того, что считается «первичной сутью» человека. Эта «первичная
суть» состоит в получении чистого удовольствия от жизни, подобного тому
удовольствию, которое получает ребенок, удовлетворяя свое любопытство.
Источниками удовольствия являются свобода движений и отсутствие
напряжения.
Принципиальной концепцией телесной психотерапии является представление о мышечной броне.
Защитные механизмы, которые используются для того, чтобы скрыть
«актуальные эмоциональные переживания», называются «броней характера» -
хроническое мышечное напряжение,
которое предохраняет от переживания неприятных эмоций. Когда мышцы
напрягаются, чувства притупляются. Иначе говоря, играющие роль брони
мышцы создают препятствия для струящихся в теле потоков энергии.
Хроническое напряжение скелетных мышц распределяется по семи кольцам мышечной брони. Эти кольца создают
препятствия для спонтанного тока энергии по организму. Они располагаются на
уровне глаз, челюстей, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза.
Методы лечения предусматривают прямое
манипулирование этими кольцами, имеющее целью ослабить броню.
Считается, что при массировании находящихся на уровне глаз лицевых мышц,
напряжение которых подавляет плач, пациенты начинают всхлипывать, а при
массировании челюстных мышц, напряжение которых подавляет гнев, они
начинают злиться. Когда человек снова обретает способность к плачу и выражению
гнева, подавленные чувства, с которыми было связано формирование брони,
выражаются открыто, и тогда их можно анализировать вербальными
методами.
Заземление
Еще одно важное понятие телесной психотерапии
обозначается термином «заземление» (grounding). Под заземлением понимается
не только способность твердо стоять на ногах в физическом смысле, это еще
и метафора известного фрейдовского «принципа реальности». «Чем лучше
человек ощущает свой контакт с почвой (реальность), чем прочнее он держится
за нее, тем большую нагрузку этот человек может выдержать и с тем более
сильными чувствами он способен совладать».
Заземление означает энергетический контакт с почвой, ощущение опоры, которая обеспечивает устойчивость и
возможность двигаться. Ощущение полета могут испытывать те, кто
одурманивает себя алкоголем, наркотиками или самообманом. В биоэнергетическом
смысле это значит, что их энергия от ног переместилась вверх.
Чтобы эффективно функционировать в реальном мире, им в прямом смысле надо вернуться
на землю.
Танцевальная терапия
Танцевальная терапия в группах подразумевает решение по
меньшей мере пяти задач. Одной из них является углубление осознания членами
группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только
улучшает физическое и эмоциональное состояние участников, но к тому же
может служить развлечением для тех из них, чьи моторные функции и без того
в относительном порядке.
Вторая задача танцевальной терапии состоит в усилении чувства
собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного
образа тела. Пациенты с серьезными нарушениями могут испытывать
затруднения при проведении границы между собственным телом и объектами
окружающей среды. В таких группах танцевальная терапия имеет своей целью
создание у участников адекватного образа тела. Танец позволяет сделать образ
своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более
позитивным образом «Я».
В-третьих, танцевальная терапия используется для развития социальных
навыков посредством приобретения участниками соответствующего и притом
приятного опыта. В группах, состоящих из людей, имеющих психологические
проблемы, может потребоваться обучение элементарным навыкам общения.
Неспособность адекватно выражать свои эмоции обычно ярче всего
проявляется у психотических пациентов. Танцевальные движения в данном случае
представляют собой относительно безопасное средство связи с окружающими
во время обучения социально приемлемому поведению. В группах, состоящих
из практически здоровых людей, танцевальная терапия создает условия для
творческого взаимодействия, позволяет преодолевать барьеры, возникающие
при речевом общении.
Четвертая задача танцевальной терапии состоит в том, чтобы помочь чле
нам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем
установления связи чувств с движениями. При творческом отношении танец приобретает
экспрессивность, позволяющую высвободить подавляемые чувства и
исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического
напряжения. Здесь психодинамическое понятие катарсиса
распространяется на танец, поскольку его движения высвобождают скрытые
чувства, а это имеет прямой терапевтический смысл. Танцевальные движения
не только экспрессивны, но и обладают способностью снимать физическое
напряжение, в особенности если они включают раскачивание и растяжку.
Пятая задача танцевальной терапии описывается как создание
«магического кольца». Занятия в группе танцевальной терапии
подразумевают совместную работу участников, игры, исследования и эксперименты с
жестами, позами, движениями и другими невербальными формами общения.
Все это в целом способствует приобретению участниками группового опыта,
все компоненты которого на бессознательном уровне образуют замкнутый
устойчивый комплекс — «магическое кольцо».
Основные концепции танцевальной терапии отражают тесную связь,
которая существует между телом, а более точно — движениями, с одной
стороны, и разумом — с другой. Смысл основной посылки танцевальной терапии
состоит в том, что наша манера двигаться отражает наши личностные
особенности. Наши физические контакты в младенчестве, свобода передвижения,
которую мы ощутили, когда начали ходить, влияние наших друзей,
проделанная нами работа, пережитые нами стрессы — все это накладывает свой
отпечаток на нашу манеру двигаться. Можно издали определить
человека по характерным для него движениям. Часто мы узнаем знакомого,
даже не слыша его голоса и не видя его лица, а просто заметив
специфический жест или позу.
Основное внимание в психомоторном тренинге уделяется не технике
танца, а высвобождению существенных для личности аффективных
переживаний через движения. Вкратце, этот терапевтический подход включает три
стадии. На первой из них членов группы учат быть более чувствительными к
внутренним моторным импульсам, которые можно разделить на рефлекторные,
произвольные и эмоциональные. Рефлекторные импульсы связаны с такими
объективно существующими факторами, как сила тяжести. Произвольные
импульсы связаны с ощущениями, возникающими при взаимодействии с
внешним миром. Эмоциональные импульсы связаны с внутренним миром чувств.
На второй стадии психомоторного тренинга действия все больше
приобретают характер межличностного взаимодействия. Члены группы помогают
друг другу выражать эмоциональные переживания. Для
того чтобы проработать эмоции на уровне моторики, их сначала надо
пережить, а для этого надо вспомнить соответствующий инцидент. Затем надо
предоставить телу возможность двигаться совершенно спонтанно, для того
чтобы эмоции нашли свое выражение. Прямое действие, совершаемое
помимо слов, является самым ясным проявлением эмоционального импульса.
Наконец, окружение, то есть члены группы, должно отреагировать на
совершенное действие так, будто оно имело реальные последствия.
Эмоциональное впечатление не достигнет своего разрешения и не будет
интегрировано личностью до тех пор, пока оно не будет «аккомодировано» или
«вписано в ситуацию», то есть не будет проявлено по отношению к
окружающим.
На третьей стадии выражение эмоций в движениях осуществляется в
«структурах», похожих на психодраматические сцены. Например,
какой-либо член группы может вспомнить ситуацию, когда он был обижен или
отвергнут родителями. Затем руководитель группы выбирает «структуры»,
которые позволяют участнику вновь испытать давнюю боль и гнев и выразить
эти чувства в действиях. «Негативные аккомодаторы» провоцируют
участника, вызывают у него чувства гнева и фрустрации. Когда негативный опыт
оказывается проработанным, а участник достигает катарсиса, «позитивные
аккомодаторы» предлагают ему свою поддержку и заботу. Принципиальное
различие между психодраматическими сценами и психомоторными
структурами состоит в том, что структурные действия невербальны, в них основное
значение имеет движение.
К. Рудестам - Групповая психотерапия.
Ф. Перлз - Гештальт-семинары.
Я. Морено - Психодрама.
|
|
|
|