08.06.2022
АСИММЕТРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА
В 2014 году было опубликовано учебное пособие для студентов:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ И МЕЖПОЛУШАРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Автор - С. Г. Александров
Скачать можно
тут.
Краткий словарь:
АЗ – асимметрия зрения
АН – асимметрия ног
АР – асимметрия рук
АС – асимметрия слуха
БАВ – биологически активные вещества
ГАМК – гамма аминомаслянная кислота
ИБС – ишемическая болезнь сердца
ИПФА – индивидуальный профиль функциональной асимметрии
КА – коэффициент асимметрии
МТ – мозолистое тело
ПАВ – психоактивные вещества
ФМА – функциональная межполушарная асимметрия
ЦНС – центральная нервная система
ЧСС – частота сердечных сокращений
Гемисфера - полушарие мозга
Амбидекстр - одинаково успешное владение обеими руками
Синистрал – левша
Комиссу́ра — связь между двумя органами, структурами или нервными центрами
Проблема функциональной межполушарной асимметрии головного
мозга, как и многие подобные фундаментальные феномены, не
укладывающиеся в привычные схемы, прошла ряд этапов в своем развитии.
Первым ученым, высказавшим идею функциональной неоднородности
различных участков мозга, был Франц Иосиф Галль (основатель френологии).
Эмпирические наблюдения о неравнозначности функций различных частей
тела впервые были подтверждены в исследованиях Брока и Вернике, которые
выявили связь поражений определенных участков левого полушария с
нарушениями речи. Первая публикация на эту тему появилась в 1863 году (Г.
Дакс). Однако это не явилось толчком к интенсивному экспериментальному
изучению асимметрии головного мозга. Только в 60–70-х годах 20 века
благодаря работам Сперри, Газзанига и других ученых, проведенных на
больных с «расщепленным» мозгом, явление функциональной межполушарной
асимметрии (ФМА) попало под пристальное внимание как отечественных, так и
зарубежных исследователей.
На сегодняшний день считается, что принцип «симметрии – асимметрии»
является фундаментальным свойством природы, который проявляется в самых
различных объектах материального мира и отражает наиболее общие его
характеристики. Понятие симметрии рассматривается как феномен
применимый не только к материальным объектам, но и к их свойствам и
отношениям. Особенная важность этого феномена подчеркивается в связи с его
значением в физике и биологии. Асимметрия присутствует уже на уровне
элементарных частиц и проявляется в абсолютном преобладании во Вселенной
частиц над античастицами. Физик Ф. Дайсон писал, что «...Открытия
последних десятилетий в области физики элементарных частиц заставляют нас
обратить особое внимание на концепцию нарушения симметрии. Развитие
Вселенной с момента ее зарождения выглядит как непрерывная
последовательность нарушений симметрии... Феномен жизни естественно
вписывается в эту картину. Жизнь – это тоже нарушение симметрии».
На данном этапе развития науки пока невозможно однозначно ответить
на вопрос, что такое жизнь. Но некоторые исследователи считают, что мы
имеем способ отличить живое от неживого и рассматривают асимметрию как
разграничительную линию между живой и неживой природой. Для неживой
материи характерно преобладание симметрии, при переходе от неживой к
живой материи уже на микроуровне преобладает асимметрия.
В животном мире явление асимметрии (латеральность, хиральность,
энантиоморфизм, handedness) представлено очень широко, начиная с
молекулярно-клеточного уровня (например, левовращающие формы
аминокислот, правовращающие формы сахаров, асимметрия одноклеточных и
многоклеточных животных) и заканчивая высшими организмами. Феномен
асимметрии проявляется в той или иной степени практически во всех
функциональных отправлениях организма. Описаны различные виды
функциональных асимметрий (морфологическая, биохимическая,
иммунологическая, когнитивно – эмоциональная). Делаются попытки
объяснения механизмов взаимодействия полушарий головного мозга, как у
здоровых лиц в процессе адаптации к различным факторам среды, так и в
условиях патологии. Изучаются различные проявления «симметрии –
асимметрии», вызванные и генетически запрограммированными факторами и
многообразными воздействиями внешней среды.
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ И КЛАССИФИКАЦИЯ АСИММЕТРИЙ
Хиральность (киральность) – термин имеет несколько значений (от
древнегреческого χειρ или англ. chirality – рука). Широко используется в
стереохимии, квантовой физике, теории струн и т.д. Молекулярная хиральность
– свойство молекулы быть несовместимой со своим зеркальным отражением
любой комбинацией вращений и перемещений в трѐхмерном пространстве. То
есть это свойство объекта быть несовместимым со своим отображением в
идеальном плоском зеркале.
В биологии термин используется для обозначения отсутствия симметрии
относительно правой и левой стороны (если отражение объекта в идеальном
плоском зеркале отличается от самого объекта, то объекту присуща
хиральность). Считается, что жизнь «хиральна», то есть в составе живых
организмов присутствуют, например, только левовращающие аминокислоты и
правовращающие сахара. В то время как в «неживой» природе с одинаковой
вероятностью встречаются право- и левовращающие стереоизомеры.
Энантиоморфизм (от греч. enantios – противоположный и morphe –
форма) – свойство некоторых объектов существовать в модификациях,
являющихся зеркальными отражениями друг друга.
Латеральность («сторонность») – в общем смысле термин,
обозначающий предпочтение одной стороны тела перед другой (в
морфологическом, функциональном, биохимическом и т. д. отношении).
Например, наличие ведущей руки, ноги, глаза, уха, полушарий головного мозга
и других органов (предпочтение правой руки в среднем выявлено у 88.2%,
правой ноги у 81.0%, правого глаза у 71.1% и правого уха у 59.1% людей). В
последнее время часто употребляется сочетание «латерализация функций», под
которым понимают формирование межполушарной организации психических
процессов, специфического вклада каждого полушария в осуществление
психической деятельности.
В психологическом словаре дается более развернутое определение:
функциональная асимметрия полушарий мозга означает специфические
особенности структуры и функции мозговых полушарий, приводящее к тому,
что при осуществлении одних психических функций главенствует левое, а
других – правое полушарие. Рассматривают в двух аспектах: функциональной
асимметрии (или специализации) полушарий мозга и их взаимодействии в
обеспечении психической деятельности человека.
В классическом университетском учебнике по нейропсихологии (под
редакцией Е.Д. Хомской, 2005) даются следующие определения обсуждаемым
понятиям. Межполушарная асимметрия мозга – неравноценность,
качественное различие того «вклада», который делают левое и правое
полушария мозга в каждую психическую функцию; различия в мозговой
организации высших психических функций в левом и правом полушариях
мозга.
У человека описано несколько видов асимметрий, в том числе и в
отношении полушарий головного мозга. Для мозга выделяют пары: кора –
подкорка, лоб – затылок, левое – правое. По функциональным особенностям
различают:
- межполушарную асимметрию – временное доминирование активности
структур одного полушария, связанное с типом решаемых задач;
- функциональную специализацию полушарий – предпочтение каждым
полушарием обрабатывать информацию определенного типа.
Кроме этого различают асимметрию:
- морфологическую – выражается в неодинаковом строении двух
гемисфер;
- биохимическую – проявляется в разном уровне содержания
биологически активных веществ в левом и правом полушарии головного мозга;
- психофизиологическую – реализуется в различии физиологических и
психологических параметров, обусловленных своеобразием работы каждого
полушария.
При этом психофизиологическая асимметрия делится на:
- моторную – совокупность признаков неравенства функций рук, ног,
половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и
его выразительности;
- сенсорную – совокупность признаков функционального неравенства
правой и левой частей органов чувств.
- когнитивную и эмоционально – мотивационную (психическая) –
обусловлены специфичностью восприятия информации и различным способом
ее обработки.
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ И ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ
Большинство ученых сходятся во мнении, что это свойство
сформировалось в процессе зарождения жизни на Земле и взаимодействия
организмов с окружающей средой. При этом происходило влияние целого
комплекса природных факторов (силы тяжести, ускорения Кориолиса,
температуры, сезонных ритмов и других гелио – геофизических воздействий)
инициировавших смещение симметрии в каком-либо направлении. Это,
вероятно, привело не только к возникновению асимметрии как таковой, но и
появлению ее разных типов и степени выраженности. В результате развились
организмы, которые были способны максимально приспособиться к
изменяющимся условиям среды.
Результаты палеонтологических исследований свидетельствуют о том,
что морфологическая асимметрия появилась у прокариот еще в архейскую эру,
то есть почти со времени возникновения первых живых организмов, а у
многоклеточных эукариот – в раннем палеозое. При этом считают, что
структурные асимметрии развивались параллельно и совместно с
функциональными и поведенческими. Они были детерминированы как
генетически, так и факторами окружающей среды.
Предполагают, что у примитивных организмов (губки, амебы), был т. н.
триаксиальный тип асимметрии, являющийся исходным типом в эволюционном
развитии. В последующем преобразования происходили в направлении
формирования, как симметричного плана строения животных, так и
асимметрии. Одновременно происходила асимметризация и некоторых
внутренних органов.
В процессе эволюции радиально симметричный план строения организма
с множеством осей симметрии (кишечнополостные) оказался не
перспективным, поскольку он не совместим с высокой степенью централизации
нервной системы. В противоположность им, билатеральные организмы,
имеющие одну ось симметрии, явились ключевым звеном эволюции, от
которых произошли все остальные животные. В том числе и позвоночные.
Только у билатеральных организмов централизация и цефализация нервной
системы достигла наивысшего уровня, что является одним из главных факторов
эволюционного прогресса многоклеточных.
В настоящее время принято мнение о том, что функциональная
межполушарная асимметрия головного мозга не является уникальной
особенностью человека. ФМА по одному или нескольким признакам
определяется у многих видов животных: мышей, крыс, опоссума, собак,
дельфинов и т. д. Однако латеральное распределение этих признаков примерно
одинаковое и предпочтения определенной конечности у животных изначально
не существует. Асимметрия у них формируется в процессе достаточно
длительного обучения.
У человека процесс латерализации функций в онтогенезе происходит
нелинейно, с чередующимся доминированием правого и левого полушарий,
постепенным переходом от дублирования функций к их специализации.
Задержка латерализации функций нарушает когнитивное и эмоциональное
развитие ребенка и создает предпосылки к возникновению трудностей при
обучении.
Морфологическая асимметрия выявляется уже в период пренатального
онтогенеза. У мужских и женских зародышей на 20–22 недели беременности
диаметр левого полушария был больше правого, в обеих половых группах:
средний диаметр левой гемисферы 2,804 см у женских и 2,781 см мужских при
не достоверных различиях.
Сенсорные и моторные асимметрии зарегистрированы у новорожденных
и плода в последние недели беременности. Так, показано, что у новорожденных
детей чаще проявляется тенденция к использованию правой руки для
тактильного контакта, схватывания, к отклонению головы от среднего
положения вправо, если их родители являются праворукими. Спонтанные
повороты головы, движения ногами, шагательные и шейно – тонические
рефлексы у новорожденных преобладают справа при отсутствии в их семье
синистралов. При этом в дальнейшем у них, как правило, развивается
праворукость и наклон головы вправо, что способствует раннему развитию
зрительных, слуховых, вестибулярных и тактильных предпочтений. После
рождения на звуки голоса отмечается преимущественная активация ЭЭГ –
показателей в левом полушарии, при воспроизведении музыки – в правом.
Наибольшая амплитуда вызванных потенциалов у таких детей регистрируется в
левом полушарии при восприятии слов, а на бытовые звуки – в правом.
Показано также, что врожденная асимметрия формируется уже в
пренатальном периоде, а соотношение левшества и правшества в значительной
степени зависит от географической широты, т. е. вектора сил земной
гравитации.
В первые 2–3 года у ребенка доминирует правое полушарие,
нейрональные связи в котором формируются в процессе общения и под
воздействием эмоциональных контактов с матерью. При этом считают, что в
этот период происходит и закладка способности к речевому общению.
На втором этапе в возрасте 3–5 лет начинает формироваться
преобладание левого полушария головного мозга. В этот период происходит не
только дальнейшее развитие речевой функции, но и формируется способность к
аналитическому мышлению.
В подростковом возрасте происходит очередная смена доминантности
полушарий: наряду с интенсивным развитием фронто – орбитальных отделов
головного мозга вновь начинает преобладать правое полушарие. При этом
созревание указанных отделов осуществляется не одновременно – в правой
гемисфере процесс происходит дольше, чем в левой, у мужчин более
продолжительно, чем у женщин.
Функциональная специализация полушарий медленно формируется в
онтогенезе вплоть до 14–15 лет (по другим данным до 18–20 лет), достигая
наибольшей выраженности к зрелому возрасту, а затем постепенно
нивелируется по мере старения. У детей до 12 лет поражения левого полушария
мозга не сопровождается характерными для взрослых нарушениями речевых
функций, т. е. еще не произошло разделение на доминантное и субдоминантное
полушарие.
Функциональная асимметрия носит парциальный характер. Следует
иметь в виду отсутствие строгой однозначной связи между доминантностью
руки и межполушарной асимметрией речевой функции. Так у 95% праворуких
людей центр речи расположен в левом полушарии, у остальных 5% – в правом;
но и у 70% леворуких центр речи также находится в левом полушарии, у 15% –
в правом и у оставшихся 15% – билатерально. Более поздние наблюдения
показали, что у 5% праворуких людей центр речи может иметь билатеральное
расположение. При ранних травмах (до 1 года) правое полушарие может брать
на себя утраченные функции левого полушария. Возможно, поэтому оно
контролирует речь у 79,0% леворуких и у 19% праворуких, имевших травмы в
первый год после рождения.
Российский ученый В.C. Ротенберг (1982) предложил свою концепцию
межполушарной асимметрии, согласно которой правое полушарие не только
осуществляет целостное восприятие явлений и предметов окружающего мира,
но и интегрирует как внутренние связи этих явлений, так и внешние с другими
процессами. Левое же полушарие работает как аналитический центр,
производящий разъединение, расчленение целого на составные элементы.
В целом, суммируя имеющиеся данные все гипотезы можно объединить в
три группы. Первая группа основывается на том, что если функциональная
асимметрия мозга существует у животных, то ее можно считать биологически
(генетически) заданной и врожденной у человека.
Вторая группа гипотез связывает формирование ФМА с появлением
языково – символической психики человека. Третье предположение объединяет
две предыдущие группы и постулирует положение о том, что ФМА головного
мозга является результатом взаимодействия наследственно-биологических и
культурных факторов.
ГЛАВА 3. СТРУКТУРНО – ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛУШАРИЙ
В настоящее время хиральность живых систем, в том числе и организма
человека, описана достаточно хорошо. Так, эмбрионы позвоночных сначала
внешне симметричны. Первый физический признак асимметрии
обнаруживается на стадии полоски: узел в области будущей головы в конце
полоски отклоняется влево у цыплят, а у эмбрионов мышей реснички клеток,
входящих в узел, осуществляют движения против часовой стрелки.
Многие внутренние органы закладываются асимметрично: сердце
отклонено влево, печень располагается справа, правая почка располагается
ниже левой. Но у одного человека из десяти тысяч все органы расположены
зеркально по отношению к норме (situs inversus), что обычно не влияет на
здоровье. Иногда встречается частичная инверсия, когда сердце отклоняется
вправо. Поскольку при этом виде инверсии нарушается соотношение между
органами, то у них более вероятны проблемы со здоровьем.
Асимметрия полушарий проявляется в их весе и величине. Так, у мышей,
крыс, кроликов и кошек правое полушарие несколько тяжелее и больше левого.
Некоторые авторы считают, что и у человека правая гемисфера также
несколько тяжелее (на 3–4 грамма).
Еще в начале ХХ века сотрудниками Института Мозга РАМН были
обнаружены и описаны структурные отличия правого и левого полушарий
головного мозга человека. Так, общая площадь нижней лобной извилины у
праворуких слева больше, чем справа; в нижнетеменных областях коры слева
увеличены размеры коры в глубине борозд. В левой гемисфере островковая
область, зона Вернике больше на одну треть, чем справа. Отмечена
морфологическая асимметрия сосудов средней мозговой артерии в левом и
правом полушариях. Кроме этого, длина левого полушария превышает длину
правого более чем в 54 % случаев. В левом полушарии размеры нейронов III и
IV слоев в 44-м и 45-м полях, гигантских пирамидных клеток Беца в V слое 4-го
моторного поля больше, чем в правом.
Область Ве́рнике (сенсорная речевая зона, речевая зона Вернике) — часть коры головного мозга, которую,
как и область Брока, с конца XIX века связывают с речью.
В отличие от области Брока, отвечающей за воспроизведение речи,
она участвует в процессе усвоения и понимания письменной и устной речи.
Область Вернике находится в поле 22 по Бродману,
то есть в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария мозга
(у 95 % правшей и 60 % левшей доминантным полушарием является левое).
Многие исследователи придерживаются мнения о том, что у взрослых
людей все левое полушарие по размеру больше правого, его затылочная
область шире правой, созревание извилин в нем происходит быстрее и больше
плотность серого вещества. Сингулярная извилина в левом полушарии двойная,
в правом – одинарная. Выявлено неодинаковое строение борозд и извилин,
отличная форма и площадь корковых полей, плотность и размер нейронов
отдельных цитоархитектонических слоев.
Сильвиева борозда на правой стороне мозга поднимается более круто, что
связано с большим размером в нем угловой извилины. В левом полушарии
лучше развиты те корковые области, которые связаны с вербальной обработкой
информации. Planum temporale (структура, располагающаяся в задней части
височной доли каждого полушария) иногда в левом полушарии в 10 раз
больше, чем в правом (у 70–80% людей больше левый planum temporale и у 50–
60% обследованных больше правый planum parietale). Центральная борозда,
которая формирует моторную кору, глубже и шире в правом полушарии.
Полагают, что справа у человека преобладают длинноаксонные межнейронные
связи, а слева – короткоаксонные. Фронтальная и префронтальная области коры
несколько больше в правой гемисфере, а затылочные доли этого полушария
несколько меньше, чем аналогичные доли левого.
Показано, что размер правого вентрального пирамидного тракта больше
левого в шейном отделе спинного мозга. От левого и правого полушарий
головного мозга к мускулатуре правой половины тела идет большее количество
контр – и ипсилатеральных волокон, чем к левой половине тела.
Асимметрия полушарий и подкорковых структур сопряжена с
асимметрией вегетативной нервной системы. Периферические симпатические
структуры по числу и общей массе ганглиев и нервных проводников
преобладают слева, а парасимпатические – справа.
Показано, что асимметрия расположения органов находится под генным
контролем и реализуется через последовательность сигнальных молекул. В
качестве причин латерализации выделяют несколько факторов: наследственные
(появившиеся в результате эволюции вида); социальные (связанные с
особенностями развития конкретного человека); патологические
(обусловленные нарушением развития особи).
Ниже приведены некоторые структурно-функциональные особенности в
моторной сфере. По данным многочисленных исследований у большинства
населения Земли правая рука крупнее и длиннее левой, на ней больше
мышечная масса и она сильнее. У 97% мужчин размер кисти правой руки
больше левой. Точность движений правой руки меньше при перемещении тела
вправо, левой – влево. Венозная сеть более развита на тыле ведущей руки, где
больше и величина ногтевого ложа первого пальца. Также различны кожные
узоры (дерматоглифы) – они более вариабельны у левшей. Движения ведущей
руки управляются, дозируются, осознаются точнее. При одновременном
представлении движений обеих рук больше внимания концентрируется на
движениях правой руки, если человек правша. Считают, что движения ведущей
руки полнее отражают эмоциональные и личностные особенности человека.
Левая рука более вынослива к статическим усилиям.
В отношении ног также выявлены отличия. Так, уже в возрасте 17, 51, 82
и 105 дней жизни в рефлексе переступания у детей чаще преобладает правая
нога.
У большинства людей обувь «сидит» неодинаково: левая нога
относительно чаще крупнее, чем правая. Ноги также не равны по силе (на
степень этой асимметрии влияют образ жизни, профессия, привычки и т. д.), по
длине шага (шаг ведущей ногой несколько больше), по точности, координации
и осознанию движений (приоритет у ведущей ноги). Правая нога чаще является
«водителем» темпового и силового режима.
Поскольку абсолютное большинство жителей нашей планеты правши, то
мускулатура правой половины тела у них развита лучше.
Лицо также асимметрично – ведущая половина более широкая и низкая,
мимическая мускулатура контролируется лучше («кривая» усмешка
осуществляется этой половиной лица), чем на противоположной – более узкой
и высокой. Левая сторона лица имеет более низкий порог болевой
чувствительности.
Под сенсорными асимметриями понимают совокупность признаков
функционального неравенства правой и левой частей органов чувств (зрения,
слуха, обоняния, вкуса, тактильных ощущений). Например, ведущий глаз
определяет ось зрения, он первым устанавливается к предмету, в нем раньше
заканчивается процесс аккомодации, изображение в нем преобладает над
изображением ведомого глаза. На ведущем глазе выше острота зрения,
цветовой фильтр, поставленный перед ведущим глазом определяет мгновенное
окрашивание бинокулярного поля зрения, а перед не ведущим с латентным
периодом. У доминантного глаза чаще преобладает прицельная способность и
локализация объекта в пространстве.
В отношении других парных органов чувств прослеживается подобная
картина: абсолютные пороги восприятия звуковых, вкусовых, обонятельных,
тактильных раздражителей выше на доминантной половине органов чувств, как
и пространственное различение звуковых и тактильных ощущений.
Морфологические и функциональные различия в полушариях мозга
сопряжены с биохимическими. Асимметрично в мозге распределены
моноамины (дофамин и фермент их утилизации моноаминоксидаза).
Содержание ГАМК выше в черной субстанции, коленчатых телах и n.
аccumbens справа, а в вентральной покрышке, вентромедиальном таламусе и
хвостатом ядре – слева. Концентрация тестостерона в сыворотке крови у
леворуких мужчин и женщин значительно выше по сравнению с праворукими
субъектами.
В миндалине справа содержание аминопептидаз (аланин –, аспартатат –,
глутамат –, цистеинпептидаз, а также других) больше, чем в левой на 30–125%.
В гиппокампе же зарегистрировано их преимущественно левостороннее
преобладание – от 80 до 300%. Концентрация пептидаз в префронтальной коре
слева на 40 – 100% выше, чем в правом полушарии.
Выявлена связь активности левого полушария с работой
катехоламинергической системы, а правого – серотонинергической.
Почти во всех структурах центральной нервной системы выявлено
асимметричное распределение самых разных биологически активных веществ
(инозитола, N – ацетиласпартата, ацетилхолинэстеразы, гонадотропин –
рилизинг гормона, тиреотропного релизинг гормона, креатинин, свободных
жирных кислот, серотонина и т. д.).
Таким образом, многочисленные исследования свидетельствуют о
достоверных различиях в содержании медиаторов, гормонов и других
метаболитов в правом и левом полушарии мозга, при этом слева концентрация
таких веществ существенно выше. Поэтому, рассматривая асимметрию
головного мозга с позиций содержания БАВ левое полушарие является
ведущим, доминирующим в процессах приема и переработки информации.
Выявлены также различия и в скорости кровотока между одноименными
сосудистыми системами в левом и правом полушарии. Этот показатель
гемодинамики в средней мозговой артерии выше в ведущем полушарии (у
правшей в левом, левшей – в правом). При этом скорость кровотока у правшей
возрастала в левом полушарии при вербальных нагрузках, а в правом при
прослушивании мелодий.
Описанная выше специализация полушарий головного мозга была
выявлена в результате применения целого комплекса экспериментальных и
клинических методов исследования (тест Вада, тахистоскопическая методика,
комиссуротомия, метод дихотического прослушивания и др.). Например, у
пациентов, после проведения комиссуротомии (больные с «расщепленным
мозгом») не выявлялось выраженных нарушений интеллекта, за исключением
некоторого ухудшения решения пространственных задач, связывания имен
людей с их лицами, исчезновение сновидений, но общее состояние резко
ухудшалось.
Специальные исследования обнаружили изменения,
обусловленные разрывом межполушарных связей. Так, больные с завязанными
глазами легко называли предмет, который помещали ему в правую руку. Если
же предмет находился в левой руке, они не могли его назвать, но на ощупь
узнавали его среди других предметов. С течением времени ситуация менялась,
и через 14 лет после операции испытуемый называли 25%, а через 15 лет – 69%
предметов, предъявляемых в левую руку. У больных также возникали такие
симптомы как аграфия (дисграфия), алексия (дизлексия), акалькулия и т.д.
Предполагается, что такая способность к взаимодействию возвращается через
подкорковые структуры.
Такие исследования были проведены рядом ученых (R. Sperry, M.
Gazzaniga, J. Bogen, и др.) в 60-х–70-х годах ХХ века и получили название
«модель расщепленного мозга», для которой был характерен ряд симптомов:
аномия (нарушение способности давать словесный отчет обо всех видах
сенсорной информации, поступающей в правое полушарие), дископия-
дисграфия (неспособность писать левой рукой, а рисовать – правой),
нарушение реципрокных асимметричных движений, левостороннее
игнорирование, «зеркальные» ошибки в письме и рисунке.
Таким образом, был сделан вывод о том, что мозг у таких людей
представляет собой целостный орган, поскольку интеграция в нем происходит
на уровне подкорки.
В норме сознание правого и левого полушария существуют в мозгу
каждого индивида. Единое сознание, состоящее из 2-х качественно различных
компонентов, является сугубо человеческим свойством. Некоторые авторы
поддерживают это положение на основе того, что симптомы «расщепленного
мозга» свидетельствуют о двух отдельных сферах сознания этих больных
(переживаемое правым полушарием находится целиком вне сферы опыта
левого полушария в отношении восприятия, познания, воли, обучения, памяти).
В результате проведенных исследований концепция абсолютной
левополушарной доминантности по отношению к речи, мануальным и
сенсорным функциям, высшим психическим процессам сменилась
представлением об относительной (частичной, парциальной) доминантности
полушарий в реализации тех или иных функций.
В настоящее время принято считать, что левое полушарие у людей
специализируется на вербально – символических функциях, работает как
планирующий, аналитический, последовательный процессор, оперирует
дискретными понятиями, соответствующими целыми классами объектов,
устанавливая отношения между ними, обрабатывает информацию
последовательно, сопоставляя детали, систематизируя, преобразуя,
перекодируя их в речь и письмо. Лингвинистические и математические
функции также сосредоточены преимущественно или исключительно в
пределах левого полушария, традиционно рассматриваемое как доминантное.
Правое полушарие специализируется на пространственно –
синтетических функциях, работает оппозиционно: обеспечивает целостное,
синтетическое, аналоговое описание мира, сравнивая объекты параллельно по
многим параметрам. Правая гемисфера может ощущать, познавать,
интегрировать раздражения разных модальностей, решать задачи требующие
понимания слов и их ассоциаций с объектами внешней среды. Оно играет
преимущественную роль в восприятии пространства и топографических
взаимоотношений. При поражении правого полушария нарушается восприятие
схемы тела. Музыкальные способности человека в основном определяются
также функционированием правого полушария. По другим данным анализ
музыкальных произведений обеспечивается активностью обоих полушарий.
Левое полушарие использует топологическую систему опознания,
состоящую в том, что в нем создается схематическое изображение предмета,
отражающее его основные функциональные признаки. Индивидуализированное
восприятие объекта осуществляется правым полушарием. Только вместе лево-
и правополушарные стратегии формируют функциональную гностическую
систему.
Предполагается, что механизмы внимания также находятся в правом
полушарии. Если левое полушарие обрабатывает осознанную информацию, то
правое – неосознанную.
Правое полушарие отвечает за гомеостаз, поэтому обеспечивает
биологическую адаптацию, а левое – социальную.
В восприятии пространственно-временных взаимоотношений полушария
мозга функционируют асимметрично: правое – в настоящем времени с опорой
на прошлое, левое – в настоящем с обращенностью в будущее. При
избирательном поражении правого полушария могут возникать различные
синдромы нарушения восприятия времени.
Различен вклад каждой из гемисфер и в проявлениях двигательных
навыков. Простые моторные и сенсорные функции представлены в левом
полушарии фокально, а в правом – более диффузно. Последнее обеспечивает
полимодальность связей и является более благоприятным на начальных этапах
формирования новых движений. Фокальное представительство позволяет
формировать точные сенсомоторные координации и более благоприятно на
этапе совершенствования навыков. При этом, если образ ритма движения
формируется с преимущественным участием правого полушария, то он
оказывается более устойчивым к угасанию, чем в случае, когда при его
формировании превалирует функциональная активность левого полушария.
Правая часть гипоталамуса принимает участие в формировании
отрицательных эмоций, а левая – положительных. Депрессорный отдел
сосудодвигательного центра, расположенный в левой части продолговатого
мозга, обусловливает снижение диастолического давления на противоположной
стороне. У правшей артериальное систолическое давление в правой сонной
артерии выше, чем в левой, а у синистралов – в левой.
Доказанной является связь эмоций с работой полушарий мозга.
Предполагается, что в норме в стриатуме правого полушария соотношение
дофаминергических рецепторов ДА1/ДА2 больше 1 (преобладание активности
стрионигрального пути), а в стриатуме левого полушария – меньше 1
(преобладание стриопаллидарного пути). В результате один и тот же пул
информации в правом полушарии будет оцениваться преимущественно как
эмоционально отрицательный, а в левом – как эмоционально положительный.
При этом считается, что в мозгу существуют два анатомически разнесенных
пути для систем биологического (стрионигральный) и информационного
(стриопаллидарный) подкреплений.
Активизацию правого полушария связывают с появлением
отрицательных эмоций, а левого – положительных. Восприятие эмоциональных
сигналов находится в основном под контролем правого полушария. При его
поражении становится невозможным распознавание эмоционального
настроения собеседника, распознавание лицевой экспрессии эмоций, теряется
способность выразить или передать свое состояние интонацией голоса.
В норме неосознаваемая оценка эмоциональной значимости
осуществляется одинаково в обоих полушариях. При неврозах отмечается их
существенное расхождение: левополушарная остается сохранной, тогда как
правополушарная изменяется в сторону игнорирования отрицательно
окрашенных эмоциогенных стимулов.
Правая гемисфера является частью системы, ответственной за
врожденные основные эмоции, интегрирует когнитивное осмысление
эмоциональной информации, определяя эмоциональное состояние в целом и
преимущественно связана с механизмами психической защиты. Структурно –
функциональную основу процессов самовосприятия, самооценки и
автобиографической памяти составляют нейронные сети преимущественно
правой фронтотемпоральной области. Левое полушарие является наиболее
уязвимым при отрицательных эмоциях: именно с него начинается снижение
функционального состояния коры головного мозга. Другие авторы полагают,
что знак эмоций зависит от соотношения активности правой и левой
фронтальной коры.
Различен вклад полушарий в организацию процесса сновидений. Левое
полушарие в большей степени обеспечивает осознание психической
активности, происходящей во сне, и возникновение сновидений в
общепринятом смысле этого понятия. С правым полушарием связаны их
яркость, образность, уровень аффективной активации.
Существует достоверная связь профиля межполушарной асимметрии с
качественными характеристиками сновидений. У лиц с левым профилем
асимметрии они являются более яркими, информационными, образными,
эмоциональными.
Правая фронтотемпоральная область представляет собой анатомический
и функциональный субстрат процессов самовосприятия, самооценки и
автобиографической памяти. При повреждении теменно-затылочных областей
этого полушария возникает прозопагнозия – неспособность узнавать известные
лица.
В.Ф. Фокиным (2003) был сформулирован ряд положений о
динамических свойствах функциональной межполушарной асимметрии. Во-
первых, динамика и инверсия межполушарных отношений наблюдается при
стрессе различного происхождения. При напряженных адаптивных процессах
активируются структуры правого полушария, что приводит к изменению
характеристик высших психических функций и активации вегетативных
реакций. Активность правой гемисферы часто усиливается при различных
заболеваниях, а левой снижается. В смене знака межполушарной асимметрии
могут играть роль биоритмические процессы. Автор считает, что реализация
большинства высших психических функций осуществляется успешнее при
более высокой активности левого полушария. Активация правого ухудшает
психологические характеристики человека, но активирует проявление
вегетативных реакций.
Предполагается, что подобные изменения
межполушарных отношений могут сопровождать человека всю его жизнь,
особенно в критические возрастные периоды.
Таким образом, функциональные асимметрии достаточно подвижны и
изменчивы. Организация межполушарных, особенно психических, процессов
носит динамический характер. Роль каждого полушария может изменяться в
зависимости от задач деятельности, структуры ее организации. При действии
экстремальных факторов возможно нарастание асимметрии и инверсия
полушарного доминирования в отношении как моторных, так и высших
психических функций.
Если кратко суммировать изложенное выше, то можно сказать, что для
левого полушария характерно:
- последовательная обработка информации, сопоставление деталей,
систематизирует, перекодирует информацию в речь и письмо;
- моторные (двигательные) психические процессы;
- функционирует в настоящем с обращенностью в прошлое;
- выше исходная точность восприятия времени и пространства;
- моторные и сенсорные функции представлены фокально, что позволяет
формировать точные сенсомоторные координации и более благоприятно на
этапе совершенствования навыков;
- доминирование левого полушария в контроле реакций правой ведущей
руки улучшает организацию ее (руки) моторики;
- «парасимпатическое» полушарие;
- при доминировании левого полушария высок риск развития сердечно –
сосудистых заболеваний;
- доминирование левого полушария ограничивает симпатическую
активность;
- на левое полушарие большее воздействие оказывает парасимпатический
отдел вегетативной нервной системы;
- в левом полушарии и стриатуме преобладает активность
стриопаллидарного пути и информация оценивается как положительная
(система информационного подкрепления);
- активация левого полушария вызывает положительные эмоции и оно
более уязвимо при возникновении отрицательных эмоций;
- левое полушарие связано со специфическими активирующими
системами мозга, с дофаминэргической системой;
- доминирует в регуляции психофизиологических функций;
- оно обуславливает высокое качество физической и психической
деятельности, что способствует развитию состояния напряжения и
перенапряжения систем регуляции.
Для правого полушария характерны следующие особенности:
- работает в аналоговом режиме, осуществляет целостное восприятие,
сравнивает объекты по многим параметрам;
- контролирует сенсорные психические процессы;
- функционирует в настоящем с опорой на будущее;
- моторные и сенсорные функции представлены диффузно, образ ритма
движения более устойчив к угасанию;
- «симпатическое» полушарие – его доминирование ведет к истощению
нервной системы и нарушению регуляции различных функций;
- в париетальной области правого полушария находятся центральные
механизмы вегетативной регуляции;
- на правое полушарие большее воздействие оказывает левая,
доминирующая часть симпатической системы;
- в правом стриатуме преобладает активность стрионигрального пути,
поэтому информация оценивается как отрицательная (находится система
биологического подкрепления);
- правое миндалевидное тело контролирует преимущественно изменение
эмоционального состояния;
- активация правого полушария вызывает отрицательные эмоции;
- контролирует эмоциональные сигналы;
- является частью системы, ответственной за врожденные основные
эмоции, определяет эмоциональное состояние в целом; связано с механизмами
психической защиты;
- с правым полушарием связывают состояние страха; гиперактивация
правого полушария приводит к возникновению тревоги;
- правое полушарие более тесно связано с диэнцефальным отделом –
контролирует вегетативную, гуморальную и эндокринную регуляцию;
- активация правого полушария приводит к увеличению ЧСС;
- оно является ведущим в процессах адаптации и стресса.
Для лиц с левополушарным (рационально – знаковым) типом характерно
преобладающее использование правой руки в разнообразных бытовых, игровых
и профессиональных действиях. У них преобладает вербально – логическое
мышление с последовательным, поэтапным решением конкретной проблемы.
Возможно, поэтому представители левополушарного типа чаще встречаются
среди специалистов технических профессий. В восприятии речи субъекты этого
типа больше внимания обращают на ее смысловое содержание, чем
эмоциональную окраску. В оценке времени они больше ориентированы на
будущее, его прогнозирование; планирование строится с опорой на настоящее
время. Таким людям присущи более высокие временные и регуляторные
показатели различных психических процессов – двигательных, когнитивных,
эмоциональных. Деятельность, требующую высокого нервно – эмоционального
напряжения, левополушарным выполнять труднее, чем правополушарным, т. к.
у них ниже общий уровень обмена веществ и энергии, то есть у таких людей
«физиологическая цена» интеллектуального напряжения выше, чем у лиц с
признаками доминирования правого полушария. Эмоционально – личностная
сфера представителей этого типа характеризуется определенным
преобладанием положительных эмоций, что проявляется на всех уровнях
эмоциональной реактивности – скорости опознания положительных эмоций,
фоновом эмоциональном состоянии и субъективных оценках собственного
эмоционального статуса. При этом интенсивность внешнего выражения
эмоций, скорее, будет несколько ниже, чем у правополушарных.
Правополушарный тип характеризуется иным набором психологических
свойств. В двигательных действиях (особенно в бытовых) у них отмечается
более или менее активное использование левой руки, наряду с правой.
Моторные, когнитивные, эмоциональные процессы у его представителей
протекают медленнее, механизмы произвольного, волевого контроля
психических процессов менее успешны. В то же время у них более высокая
помехоустойчивость при выполнении интеллектуальной деятельности, более
низкая «физиологическая цена» интеллектуального напряжения. Преобладает
образное, целостное восприятие. Пространственные представления, как
правило, хорошо развиты, что способствует быстрому восприятию и
запоминанию взаимного расположения объектов, легкости ориентации в
схематических изображениях пространства (планы, карты) и в реальной
местности. В организации и планировании деятельности важную роль играет
опора на интуицию. В восприятии речи большее внимание обращается на ее
эмоциональную окраску, метафоричность, контекст. Во временных
представлениях преобладает переживание прошлого, восприятие настоящего
времени строится с опорой на прошлое. Эмоционально – личностная сфера
характеризуется доминированием отрицательной эмоциональной системы,
более быстрым опознанием отрицательных эмоций, доминированием
негативных эмоциональных состояний в фоне, склонностью к негативным
эмоциям при описании своего состояния. Субъективная внутренняя картина
здоровья у них нередко расходится с объективными его показателями. Лица с
ведущим правым полушарием чаще встречаются среди представителей
художественных профессий (музыкантов, певцов, художников).
На сегодняшний день господствующим становится мнение, о том, что в
зависимости от реализуемого головным мозгом человека психического акта
должна происходить взаимозамещаемость двух полушарий в их доминантно-
субдоминантных взаимоотношениях. Видимо комиссуральный механизм на
человеческой ступени филогенеза приобретает принципиально особое
функциональное значение во многом обусловливающее асимметрию
деятельности полушарий мозга. Вероятно, исходя из этого, в последнее время
было сформулировано представление о трех наиболее общих типах
взаимодействия полушарий – реципрокности, комплементарности и суперпозиции.
Функциональная асимметрия полушарий мозга - одна из принципиальных
особенностей головного мозга человека – отражает собой качественно новую,
высшую форму развития нервной системы.
ГЛАВА 4. МЕЖПОЛУШАРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ГОЛОВНОГО МОЗГА
Большой вклад в исследование функционального неравенства полушарий
внесли работы R.W. Sperry (1968), M.S. Gazzaniga (1972) и других ученых,
которые показали, что в результате перерезки мозолистого тела (МТ) у больных
правое и левое полушария выполняют независимые и специфические функции.
Эти исследования позволили выяснить и роль других комиссур мозга в
реализации психических функций.
В настоящее время известно, что полушария осуществляют совместную
деятельность, обмениваясь информацией через специализированные
проводящие пути. Последние выполняют интегрирующую функцию, передавая
тормозные и возбуждающие потоки между полушариями.
Правая и левая гемисферы связаны между собой несколькими комиссурами и основной
(центральной) и самой мощной из них является мозолистое тело (corpus
callozum), состоящее из большого числа миелинизированных нервных волокон.
В нем выделяют переднюю, среднюю и заднюю часть. Передняя часть образует
колено, переходящее в нижних отделах в рострум (клюв). Средняя часть МТ
образует ствол, а задняя называется утолщением (спленум). Волокна
мозолистого тела соединяют все гомотопические (симметричные) области коры
левого и правого полушарий на уровне лобных, теменных и затылочных долей
(за исключением первичной зрительной коры – поле 17, проекций руки и ноги в
соматосенсорной коре.).
В белом веществе полушарий волокна мозолистого тела веерообразно
расходятся, образуя лучистость мозолистого тела (radiatio corpus callosi).
Комиссуральные волокна, идущие в клюве и частично в колене мозолистого
тела, соединяют аналогичные участки коры левой и правой лобных долей.
Ствол corpus callozum содержит волокна, соединяющие симметричные участки
коры центральных извилин, теменной и височной долей обоих полушарий.
Спленум мозолистого тела состоит из комиссуральных волокон, соединяющих
кору затылочных и заднетеменных отделов левого и правого полушарий.
Волокна, идущие через клюв, колено или валик мозолистого тела дугообразно
изгибаются в направлении лобных и, соответственно, затылочных полюсов.
Эти дугообразные пучки волокон называются передними (малыми) (forceps
frontalis) и задними (большими) (forceps occipitalis) щипцами мозолистой
лучистости. Передняя часть МТ играет важную роль в бимануальной регуляции
движений, приобретении новых моторных навыков и в успешном их
использовании в отсутствии зрительного контроля. Средний отдел принимает
участие в передаче преимущественно слуховой и тактильной информации, а
задний – в основном зрительной.
Количество каллозальных волокон у человека достигает 200 и более
миллионов (для сравнения у мыши мозолистое тело включает в себя только 300
тысяч волокон, у кошки – около 5 миллионов). При этом, как отмечалось,
межполушарные связи передают информацию преимущественно в
гомотопические участки коры головного мозга, но у человека, по сравнению с
другими млекопитающими, выявлено значительно большее количество волокон
мозолистого тела, связывающих и несимметричные (гетеротопические) участки
ассоциативной коры мозга.
Предполагается, что одним из механизмов взаимодействия между
нейронами, расположенными в симметричных модулях левого и правого
полушарий мозга, является возникновение и обмен как активирующими, так и
тормозными взаимовлияниями. Одновременно между соседними модулями
одного и того же полушария возникают в основном тормозные, реципрокные
отношения. Благодаря возбуждающим взаимовлияниям между симметричными
каллозальными модулями возникает положительная обратная связь, лежащая в
основе межполушарной циркуляции возбуждения. В результате этого, любая
информация, анализируемая центральной нервной системой, многократно
«сверяется» нейронными популяциями как одного, так и другого полушария.
В тоже время тормозные отношения между модулями внутри одного и того же
полушария не позволяют возбуждению иррадиировать по всей проекционной
зоне, в результате чего, возникают условия для анализа информации только
теми структурами коры, которым эта информация адресована.
Большинство исследователей считают, что формирование МТ
заканчивается к концу второго десятилетия. При этом рост и созревание
мозолистого тела происходит не линейно. Организация межполушарного
взаимодействия в онтогенезе осуществляется в три основные этапа. На первом
(от внутриутробного периода до 2–3 лет) основополагающими являются
межполушарные связи на уровне ствола мозга (спайки гипоталамо –
диэнцефальной области) и базальных ядер. В этот период закладывается основа
различных видов асимметрий (двигательных, сенсорных, вегетативных,
биохимических), определяющих соматический и психический статус ребенка,
взаимосвязь моторной и сенсорной сфер, путем организации горизонтальных и
вертикальных сенсомоторных связей.
Период от 3 до 7–8 лет характеризуется выступающей на первый план
активизацией межгиппокампальных комиссуральных систем, которые играют
ведущую роль в организации межполушарного обеспечения полисенсорной,
межмодальной, эмоционально – мотивационной интеграции. На этом этапе
развития начинают функционировать механизмы межполушарного переноса,
стабилизируются взаимоотношения двигательных и сенсорных асимметрий
между гемисферами, устанавливается ведущая роль левого полушария в
моторных функциях.
На третьем этапе (7–15 лет) приоритетное значение приобретает
становление комплекса транскаллозальных связей, обеспечивающих
межполушарную организацию произвольной регуляции и когнитивных стилей
личности. Достижение морфологической и функциональной зрелости
мозолистого тела обусловливает иерархию и устойчивость уже достигнутых в
ходе развития ступеней. Это обеспечивает организацию психических процессов
на наиболее важном для социальной адаптации регуляторном уровне, уровне
когнитивных стилей личности, базовых произвольных детерминант отражения
себя в окружающем мире и через окружающий мир. Главная функция
мозолистого тела на этом этапе – контроль за нижерасположенными
комиссуральными системами, обеспечение межфронтального взаимодействия
закрепление ведущей роли лобных отделов какого-либо из полушарий в
различных аспектах психической деятельности человека.
В настоящий момент описаны различные виды взаимодействия
полушарий: сотрудничество (распределение нагрузки между полушариями),
компарация (сравнение информации, полученной разными полушариями),
метаконтроль (контроль не всегда осуществляет то полушарие, которое
эффективнее перерабатывает информацию), суммация при перцептивных
переносах, межполушарный перенос, интерференция, возбуждение и
торможение. Например, полушарие, доминирующее в задании, оказывает
тормозное влияние на другое полушарие, усиливая межполушарные различия,
подавляя исключительно идентичные процессы в соседнем полушарии.
В настоящее время большинство исследователей убеждены, что одним из
основных условий нормальной деятельности нервной системы является
функциональная асимметрия головного мозга. При этом до конца не ясен
вопрос о роли генетических и средовых воздействий в формировании и
различных проявлениях ФМА. Неоднозначно трактуется и вопрос о
механизмах, лежащих в основе этого феномена: от индуктивно-дедуктивной
гипотезы до гипотезы об асимметрии полушарий как о выражении особой
пространственно-временной организации функций целого мозга. В последнее
время сформулировано представление о трех наиболее общих типах
взаимодействия полушарий – реципрокности, комплементарности и
суперпозиции.
В человеческой популяции количество лиц с абсолютным
доминированием правого или левого полушария мозга невелико. Полное
левшество встречается достаточно редко, но и абсолютные правши явление не
повсеместное – примерно 40,0% выборки. По другим данным все население
Земли можно разделить на три неравные части: примерно от 5% до 20%
составляют левши, у которых доминирует правое полушарие, около 2–3%
амбидекстры – люди с одинаково развитыми руками и остальная часть –
правши. Чуприков А.П. с соавт. (2009), используя информацию из Ветхого
Завета подсчитал, что среди солдат царства Иудейского ярко выраженных
левшей было 3,7% .
В исследованиях по ФМА более пристальное внимание обращается на
лиц с доминированием правого полушария. Так, по данным Т. В. Черниговской
с соавторами (2005) в общем процент левшей колеблется от 8,4 до 9,4 %. Во
Франции синистралов 9,34%, Голландии – 11,2%, Бельгии – 9,38%, Канаде –
9,3%. Мужчин – левшей в Северо – Западной России и Болгарии 7,5–8,5%,
Испании – 7,89%, Италии – 8,28%, Бразилии – 8,5% и Франции – 8,72%, а
женщин – левшей 5,0%, 4,38%, 5,06%, 5,3% и 9,84% соответственно. Процент
людей с ведущим левым глазом значительно выше – в Южной Европе 21,0–
23,0% и 32,0% в Северной Европе. При этом женщин с ведущим левым глазом
больше, чем мужчин – 23,6% и 21,0% для всего Средиземноморья.
В восьмидесятые годы ХХ века в Москве левшей было 3,4%, Луганске –
3,2%, Армении – 6,9%, а среди коренных жителей Таймыра – 33,8%.
В процессе роста и развития организма наблюдается снижение частоты
доминирования левой руки у детей: в возрасте 7–8 лет леворуких – 13,3%
мальчиков и 10% девочек, в 14–15 лет – 4,4% и 4,1%, а в 16–17 лет – 3,5% и
3,3%. Противоположная динамика зарегистрирована по ведущей ноге: в
возрасте 7–8 лет левоногих 10% девочек и 13,3% мальчиков, в 14–15 лет – 13,5
и 13,2%, а в возрасте 16–17 лет – 27% и 19,9% соответственно.
По современным представлениям, в большинстве случаев у человека нет
явного, подавляющего преобладания одного из полушарий. Каждому субъекту
присуще индивидуальное сочетание моторных, сенсорных, психических и
других асимметрий, что получило название индивидуального профиля
функциональной (сенсомоторной) асимметрии (индивидуальный латеральный
профиль, профиль латеральной организации). Он может быть обусловлен гено
– и фенотипическими факторами и является нейрофизиологической основой
различия доминирования полушарий мозга.
При этом реальная картина асимметрий и их комбинаций в норме очень
сложна и разнообразна. В результате оценки элементарных моторных и
сенсорных процессов может быть выделено огромное число нормальной
функциональной асимметрии больших полушарий. Например, только по
соотношению «рука – глаз – ухо» среди здоровых людей выделено 8 видов
межполушарной асимметрии головного мозга. Еще большее разнообразие
вариантов асимметрии можно выявить, если учесть особенности всех высших
психических функций. Так, например, существующее представление о правшах
(с доминантной правой рукой) как об однородной группе населения не совсем
верно, поскольку есть так называемые «чистые» правши (с ведущими правой
рукой, ухом и глазом) и праворукие (с ведущей правой рукой, ведущими левым
ухом и/или глазом). Аналогична ситуация и в отношении левшей (с ведущей
левой рукой) и амбидекстров. Некоторые исследователи выделяют
«абсолютных левшей», «переученных левшей», «скрытых левшей»
«парциальных левшей» и т. д.
Ниже нами на основании данных литературы приведена небольшая
подборка некоторых тестов, для определения как доминантности, так и
взаимодействия полушарий головного мозга с акцентом на выявление не
морфологических, а функциональных асимметрий.
Определение функциональной асимметрии рук:
- динамометрия (отмечается, какой рукой пациент берет динамометр;
регистрируется сила каждой кисти при трехкратном измерении; разницу в силе
меньше 2 кг расценивают как проявление равенства рук);
- переплетение пальцев рук (большой палец ведущей руки ложится
сверху);
- «поза Наполеона» (ведущей считается та рука, кисть которой первая
направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху);
- тест вытянутых рук (при закрытых глазах руки приводятся в
горизонтальное положение; рука, поднятая выше, считается ведущей);
- тест на аплодирование (ведущая рука более активна и подвижна,
совершает ударные движения о ладонь неведущей руки);
- тест «Круг» (рисуя круг на бумаге, праворукие совершают движение
карандашом против, а леворукие – по часовой стрелке);
- тест «Поднимание предмета» (поднимание предмета, лежащего на полу,
чаще осуществляется ведущей рукой);
- проба на скорость движения рук (оценивается время выполнения
действий каждой рукой отдельно; скорость выполнения ведущей рукой выше –
завязывание узла, нанизывание бус, завинчивание и отвинчивание болтов,
раскладка предметов и т. д.);
- мишень (ведущей считается рука, точность попадания в цель которой
при отсутствии зрительного контроля выше);
- пожатие плечами (ведущей считается рука, плечо которой поднимается
выше);
-теппинг – тест для каждой руки (скорость и устойчивость теппинга
ведущей руки выше).
- тест на одновременное нажатие указательными пальцами обеих рук на
кнопки (бимануальное выполнение простой двигательной реакции).
Оценивается разность нажатий, их число. Ведущая рука чаще совершает
опережающее нажатие.
Рассматривая асимметрии в другом аспекте можно констатировать следующее.
В нашем «левополушарном» мире, мире правшей лицам с левосторонним
межполушарным фенотипом приходится испытывать определенные трудности.
При этом особенности психической организации левшей наиболее ярко
проявляются в ситуациях повышенной нагрузки, в стрессовых условиях. Это
диктует необходимость специальной организации системы обучения,
воспитания, условий труда и быта данной категории людей с учетом
особенностей их психической организации. Например, во многих работах
обосновывается нецелесообразность и даже недопустимость переучивания
леворуких детей. Показана корреляция сенсорных асимметрий с уровнем
вербального и невербального мышления, кратковременной памяти и т.д., что
необходимо учитывать в изучении программ школьного и профессионального
обучения (до 70,0% детей, испытывающих трудности в школьном обучении,
являются левшами).
|
|
|
|